Алексей Катруха: «Мы получаем хорошие антитела, которые используются в диагностических системах»
Текст создан в рамках проекта «Завлабы»: редакция PCR.news задает вопросы руководителям лабораторий, отделов и научных групп. Что бы вы сделали, если бы были всемогущи? Как должен выглядеть идеальный мир через 50 лет? Что вам не дает покоя? Какому главному правилу вы можете научить начинающих исследователей? И так далее.
Нам повезло, потому что результаты нашей работы позволяют спасать человеческие жизни. Это очень мотивирующий для нас фактор. Коллектив, которым я руковожу, долгие годы занимается разработкой систем для диагностики заболеваний человека. Мы начинали работать с инфарктом миокарда, затем переключились на другие болезни сердца, воспалительные процессы и патологии мозга. Главным инструментом в этих диагностических системах являются антитела, специфичные к различным эпитопам. Многие годы — уже тридцать лет — мы работали с мышиными моноклональными антителами. Но мышиные антитела имеют вполне конкретные ограничения: не всегда их можно получить к нужному эпитопу на поверхности антигена, не всегда удается получить антитела с необходимой — высокой или низкой — аффинностью. Поэтому интересно иметь возможность работать с антителами других видов млекопитающих. В последние несколько лет мы занимались разработкой технологии, которая позволяет нам получать моноклональные антитела разных животных: кроликов, хомяков, крыс и других. Сейчас можно сказать, что технология работает, и работает эффективно. Мы уже получили хорошие антитела, которые будут использоваться в диагностических системах и у нас в стране, и за рубежом.
Уже более тридцати лет мы занимаемся исследованием тропонина I — маркера инфаркта миокарда. В самом начале заболевания тропонин I попадает из пораженной сердечной мышцы в кровоток больного, где и может быть обнаружен с использованием иммунохимических методов. Нашей задачей было понять, в каком виде он появляется и присутствует в крови: целая молекула или ее фрагменты; находится тропонин I в комплексе или в свободном виде; какие другие молекулы могут мешать иммунохимическому определению тропонина. Мы опубликовали целый ряд статей, которые описывают белок в крови больного. Это очень важные знания, потому что они помогают выбрать правильные участки на поверхности белка для получения моноклональных или поликлональных антител. Теперь мы знаем, какие антитела и какой специфичности надо получать и использовать в диагностических системах. Эти знания позволили нам разработать прототипы диагностических систем, которые удовлетворяет всем современным требованиям.
Азарт был, когда мы увидели первые рекомбинантные антитела, когда мы поняли, что они работают согласно нашим ожиданиям. Мы получили кроличьи антитела к сердечной изоформе тропонина I человека и создали модельную систему для диагностики инфаркта миокарда. Нас интересовал конкретный эпитоп на поверхности молекулы, и мы смогли получить антитела, специфичные к данному эпитопу. И что очень важно — антитела узнают антиген с высоким аффинитетом.
Я буду продолжать работать в этом же направлении, заниматься тем, чем занимался в последние 25 лет — разрабатывать диагностические системы. Появляются новые маркеры, которые важны для диагностики заболеваний, какие-то существующие системы требуют усовершенствования, и я думаю, что наш коллектив останется в этой области.
Если молодой ученый хочет стать большим и значимым, он должен уметь работать самостоятельно и независимо. Если мы говорим про начинающего исследователя, то прежде всего ему нужно научиться самому аккуратно и грамотно формулировать и ставить перед собой цели. Сначала с помощью научного руководителя, а чем дальше, тем больше опираться на свои силы. Главное — быть последовательным в выполнении поставленных задач. С другой стороны, в науке один в поле не воин. Очень важно уметь работать в коллективе. Сначала выполнять чьи-то указания. Постепенно вырастая, становясь руководителем, учиться общаться с людьми, находить общий язык и понимать, какие задачи твои коллеги могут наиболее эффективно выполнять в этой сложной научной работе.