Автоматические станции пробоподготовки в современной лабораторной жизни

Робот для выделения нуклеиновых кислот — ценнейший «сотрудник» современной лаборатории. Такой помощник всегда на рабочем месте, не опаздывает, не уходит в отпуск или на больничный, не совершает ошибок, стабильно выделяет нуклеиновые кислоты с хорошим качеством и позволяет получать достоверные результаты эксперимента.

SkyGen

Что вы узнаете:

Важность автоматизации работы в современных лабораториях

Основные методы для автоматизации пробоподготовки

Станция пробоподготовки SKYMag NA Extractor S16

Особенности работы со SKYMag NA Extractor S16

Станция пробоподготовки AmMag™ Quatro

Основные этапы работы с AmMag™ Quatro

Важность автоматизации работы в современных лабораториях

Автоматизация лабораторных исследований и, в частности, экстракции нуклеиновых кислот, набирает актуальность. В условиях острой нехватки времени и квалифицированных рабочих рук во время пандемии COVID-19 были cозданы полностью автоматические системы детекции SARS-CoV-2, которые позволяют просто загрузить образец в прибор и через 70 минут получить ответ [1], или целые мобильные лаборатории, способные без участия персонала собирать образцы с помощью роботизированного манипулятора и анализировать их с производительностью до 150 образцов за 8 часов [2]. Разработана даже автоматическая станция, способная работать в космосе, в условиях невесомости на МКС [3]. Ну а здесь, на Земле, в деле автоматизации пробоподготовки существует огромное разнообразие решений для лабораторий с различной пропускной способностью.

Сначала рассмотрим некоторые преимущества использования таких приборов. В лаборатории не хватает свободных рабочих рук? Ваш лаборант в отпуске или внезапно угодил на больничный? Автоматическая станция всегда на работе и выделит за вас нуклеиновые кислоты для ПЦР и других экспериментальных целей. Нет времени на написание статьи или диссертации? Пока длится протокол прибора, можно успеть написать несколько страниц. Получили неоднозначные результаты эксперимента? Возможно, дело в пробоподготовке.

Станция выделения поможет стандартизировать условия, устранив ошибки, связанные с человеческим фактором. Это, помимо прочего, поможет при публикации в хорошем журнале или даже при защите диссертации, так как повысит достоверность результатов. Например, при сравнении ручного и автоматического выделения РНК коронавируса именно для второго показаны более точные и воспроизводимые результаты [4]. О других несомненных плюсах автоматизации пробоподготовки можно посмотреть в таблице.

Сравнение автоматической и ручной пробоподготовки

Фактор

Автоматическая пробоподготовка

Ручная пробоподготовка

Экономия рабочего времени и трудозатрат

Да

Нет

Необходимость выполнения повторяющихся рутинных действий

Нет

Минимален

Высокий

Необходимость обучения персонала

Минимальная. Тренинг при инсталляции прибора

Есть. Важно освоить приемы работы в лаборатории и «набить руку»

Безопасность для персонала

Взаимодействие с токсичными веществами и возможный контакт с ПБА сведены к минимуму

Сотруднику необходимо иметь навыки работы с ПБА и токсичными веществами

Возможность масштабирования

Имеются готовые решения для повышения производительности

Необходимо увеличение численности персонала и рабочих площадей

Стоимость анализа

Зависит от цены станции, пропускной способности лаборатории, стоимости расходников и реагентов

Зависит от зарплаты сотрудника, стоимости расходников и реагентов

Основные методы, используемые в автоматизации пробоподготовки

Существует два основных подхода в экстракции нуклеиновых кислот: жидкостно-жидкостная и твердофазная экстракция [5]. Жидкостно-жидкостная экстракция имеет ряд недостатков, одним из которых является то, что такие методики очень трудно автоматизировать. Протоколы твердофазной экстракции проходят быстрее, менее требовательны к квалификации персонала и обеспечивают хороший выход НК с высокой степенью очистки. Большая часть доступных коммерческих наборов имеют в своей основе именно такие методы [6].

Твердофазная экстракция на основе магнитных материалов является основным выбором для высокопроизводительного и автоматизированного выделения нуклеиновых кислот: она не зависит от центрифуг или другого сложного оборудования, а также значительно сокращает время протокола, поскольку магнитные шарики быстро перемещаются и агрегируют, когда их помещают во внешнее магнитное поле. Обычно используют магнитные частицы на основе Fe3O4 или γ-Fe2O3, покрытые кремнеземом, амино- или карбоксильными группами. Принцип экстракции нуклеиновых кислот в этом случае прост: после лизиса биоматериала нуклеиновые кислоты адсорбируются на поверхности магнитных частиц при высокой концентрации соли и низком pH, далее происходит отмывка и отбирание магнитных частиц с помощью внешнего магнита, после чего молекулы НК отделяются от частиц при низкой концентрации соли и высоком pH [5].

Основные принципы экстракции нуклеиновых кислот на основе магнитных частиц

Исследования показали высокую эффективность автоматизированной экстракции нуклеиновых кислот с использованием магнитных частиц в сравнении с ручным выделением, например, в случае РНК коронавируса SARS-CoV-2 [7] или вируса диареи крупного рогатого скота (BVDV) [8], а также в случае ДНК беспозвоночных, позвоночных и растений при оценке эффективности пробоподготовки для изучения пищевых взаимоотношений [9].

Проблема выбора подходящей автоматической станции стоит практически перед каждой современной лабораторией независимо от ее размеров или выполняемых задач. Рассмотрим поподробнее два таких прибора — SKYMag NA Extractor и AmMag™ Quatro.

Станция пробоподготовки SKYMag NA Extractor S16

Характеристики и преимущества

Прибор SKYMag NA Extractor S16 предназначен для выделения нуклеиновых кислот с использованием магнитных частиц из образцов тканей животных, растений, бактерий, грибов, клеток и т.д. Захват, перенос и высвобождение магнитных частиц происходит с помощью магнитных стержней. При этом, пользователи могут одновременно загружать 16 образцов в 96-луночных планшетах либо меньшее количество — от одного до восьми — в стрипах. Объем образца может составлять от 20 до 1000 мкл в зависимости от задачи.

SKYMag NA Extractor S16 обладает следующими преимуществами:

• Быстрое выделение ДНК и РНК

• Компактные размеры — станция поместится на любой лабораторный стол или в ламинарный бокс., так как ее ширина всего 208 мм, что меньше листа бумаги

• Есть контроль контаминации с помощью УФ-лампы и вентилятора против образующегося аэрозоля

• Компания-поставщик обеспечит необходимые сервис и поддержку, а еще подберет подходящий набор реагентов под задачу

• Простота в эксплуатации и тихая работа прибора

• Сенсорный экран, для удобства работы также может быть подключена мышь

• Есть готовые программы для совместимых наборов SkyGen NA Extraction

К числу инженерных преимуществ станции можно отнести оптимизированную конструкцию нагревательной платформы и уникальный механизм магнитного связывания частиц. Нагревательная платформа поддерживает заданную температуру в диапазоне от температуры окружающей среды до 120 °С для лизиса и элюирования. При этом ряды с лизирующим буфером и элюентом разделены для предотвращения испарения элюента из-за нагревания лизирующего буфера. Следовательно, собранный объем раствора нуклеиновой кислоты будет более точным. Магнитные частицы во время работы связываются с нижней частью стержня, что максимизирует количество высвобождаемой нуклеиновой кислоты даже при небольшом объеме элюента.

Для соблюдения требований биологической безопасности, защиты оператора и контроля контаминации реализованы следующие решения: прибор работает в автоматическом закрытом режиме, имеет внутреннюю систему контроля кросс-контаминации и систему ультрафиолетовой стерилизации, что помогает избежать перекрестного загрязнения между рядами и образцами. Кроме того, используются предварительно загруженные реагенты и одноразовые расходные материалы.

Особенности работы со SKYMag NA Extractor S16

Программы для работы представлены приложением для внешних устройств и встроенным программным обеспечением прибора. Приложение служит для редактирования протоколов, генерации QR-кодов, передачи журнала экспериментов и т.д., поддерживается только устройствами на основе Android, при этом синхронизация со станцией происходит с помощью Bluetooth. Программное обеспечение прибора используется для работы по протоколу, УФ-дезинфекции, настройки параметров и др.

В приложении или непосредственно на приборе можно устанавливать такие параметры, как объем жидкости в лунке (от 5 до 1000 мкл), время перемешивания или сушки (от 0 до 99,9 минут), скорость перемешивания (от 1 до 10), температура нагрева лунки (от 37 до 120 °C) и другие. Функцию нагрева имеют только лунки рядов 1 и 5.

При запуске протокола прибор автоматически генерирует и хранит запись в журнале, которую можно экспортировать с помощью USB накопителя или с помощью функции Transmission в мобильном приложении. Журнал может содержать до 1000 записей.

Для включения стерилизации необходимо зайти в меню настроек, установить время и нажать кнопку запуска. Начнется обратный отсчет и после окончания сессии УФ-свет выключится автоматически. SKYMag NA Extractor S16 также имеет встроенный вентилятор, и пользователи могут включать и выключать его в зависимости от своих предпочтений.

Совместимые наборы и расходники

В первую очередь стоит отметить возможность заказа полностью готовых решений для автоматизированного выделения ДНК или РНК из самых различных образцов, от семян растений и клеток животных до ПЦР-продуктов из агарозного геля или смеси – можно выбрать любой из 9 представленных вариантов. В состав набора входит заполненный реактивами 96-луночный планшет, оператору нужно только внести образцы и некоторые реагенты в указанные лунки и дождаться окончания протокола.

Доступны наборы, которые подходят как для автоматизированного выделения на станции, так и для ручного использования с применением магнитного штатива. Во втором случае необходимо самостоятельно внести реактивы и образцы в планшет и уже после этого запустить прибор.

Для работы с наборами на станции необходимо приобрести дополнительно стрипы, планшеты и наконечники для магнитных стержней.

Станция пробоподготовки AmMag™ Quatro

Характеристики и преимущества

Станция предназначена для автоматизированного выделения плазмидной ДНК в больших объемах с использованием технологии магнитного выделения. Система состоит из модулей для выделения и блока-контроллера, к которому можно подключить до четырех модулей. Каждый такой модуль способен обрабатывать до шести образцов, одновременно, а полностью укомплектованная станция выделяет ДНК из 24 образцов. Оптимальный объем образца составляет 50–200 мл бактериальной культуры (0,8–1,5 грамма бактериального осадка).

AmMag™ Quatro обладает следующими преимуществами:

• Высокий выход плазмидной ДНК уровня transfection grade без эндотоксинов

• Готовые к использованию наборы, включающие все необходимое (буферы, магнитные частицы, пластик)

• УФ-лампа и наличие программируемого протокола деконтаминации

• Масштабируемость производительности за счет модульной конструкции

• Верифицированные протоколы и валидированные наборы в дополнение к станции

• Простой пользовательский интерфейс

• Среднее время выделения — 2 часа

Перед запуском прибор проводит сканирование пластика, чтобы удостовериться, что он загружен правильно. Используются герметично упакованные расходные материалы, которые распечатываются непосредственно в процессе протокола пробоподготовки, что поддерживает стерильные условия. Система обеспечивает равномерный отбор образца. Загрузка расходных материалов и подготовка перед запуском прибора занимает меньше 15 минут.

Основные этапы работы с AmMag™ Quatro

1. Вырастить культуру бактерий

2. Загрузить бактериальный осадок, реагенты, расходные материалы в прибор и запустить

3. Отцентрифугировать полученный образец, чтобы удалить оставшиеся магнитные частицы и следы эндотоксинов

• Набор AmMag™ Quatro Plasmid Purification Maxi Kit с элюцией TE буфером

• Набор AmMag™ Quatro Plasmid Purification Maxi Kit с элюцией водой

Каждый набор рассчитан на 24 реакции и включает все необходимые буферы, магнитные частицы, наконечники для дозирования и контейнер для сбора отходов.

Таким образом, компания SkyGen предлагает современные решения для автоматизации выделения нуклеиновых кислот с использованием магнитных частиц, подходящие для самых разных задач, – от компактной станции SKYMag NA Extractor S16 до модульной системы AmMag™ Quatro. Применение автоматических приборов необходимо в каждой лаборатории, так как позволяет существенно сэкономить рабочее время и трудозатраты, но в то же время получить ДНК или РНК стабильно хорошего качества и высокой степени очистки, подходящие для постановки ПЦР, секвенирования или других приложений.

Автоматические станции пробоподготовки существенно упрощают проведение экспериментальных работ. Сосредоточьтесь на действительно важных делах и проектах, а рутину доверьте роботам. Большим плюсом также является то, что не нужно искать, где купить расходники и реагентику к ним, ведь все необходимые материалы уже есть в ассортименте компании SkyGen. Для заказа «нового сотрудника» и подбора решений под задачи вашего эксперимента пишите в отдел научный поддержки help@skygen.com.

Литература