Григорий Степанов: «Мы способны создать комфортные условия для российских ученых, потому что мы сами ученые»

На выставке, приуроченной к XXVII Всероссийской научно-практической конференции «Клиническая лаборатория: вклад в борьбу с пандемией», пройти мимо стенда группы компаний «Биосан» и «Биолабмикс» было невозможно. Он расположился в самой гуще событий, на пересечении всех возможных маршрутов через выставочный зал. На стенде были представлены тестовые образцы реагентов и свежие каталоги.

Сотрудники «Биосана» и «Биолабмикса» на стенде группы компаний.

Credit: «Биосан» и «Биолабмикс»

У группы компаний «Биосан» и «Биолабмикс» большой опыт на биотехнологическом рынке. «Биосан» производит компоненты для диагностических наборов уже более 30 лет. Основные продукты — нуклеозидтрифосфаты и ферменты. Компания «Биолабмикс» младше, она создана в 2010 году — это 12 лет качественной работы. В декабре 2020 года мы писали о том, как компании справились с резко возросшим на фоне пандемии спросом на их продукцию. В этот раз, на выставке, мы побеседовали с директором по развитию «Биолабмикса» кандидатом химических наук Григорием Степановым об актуальных трендах в молекулярной биологии и об участии группы компаний в развитии российской науки.

 Григорий Степанов, к.х.н., директор по развитию компании «Биолабмикс». Credit: «Биолабмикс».  

B2B. B2C? B2S!

Какие принципы лежат в основе работы компаний «Биосан» и «Биолабмикс»?

Разработки, исследования для этих разработок и собственное производство наборов мы ведем с конкретной и понятной миссией. Независимо от того, что происходит вокруг, наша миссия не меняется и заключается в том, чтобы создать комфортные условия для российских ученых. В принципе, компания «Биолабмикс» возникла и развивалась в ответ на потребности российских ученых. «Биосан» работает на рынке B2B, то есть бизнес для бизнеса, а «Биолабмикс» — на рынке B2C. Мы говорим, что наш рынок можно переименовать в B2S, где S — это Scientist.

В каких направлениях развивается «Биолабмикс»?

Мы всегда хотели соответствовать и довольно неплохо соответствуем мировым трендам в области молекулярной биологии, диагностики и генетических технологий. Когда возникла идея компании «Биолабмикс», в России активно развивались исследования по анализу экспрессии генов и медицинской генетике. В то время стали активно привлекаться методы массового параллельного секвенирования, требующие верификации независимыми экспериментами ПЦР и ОТ-ПЦР. Наши первые наборы и готовые мастермиксы создавались как инструменты для этих исследований. В последние годы активно развиваются методы направленной манипуляции с геномом, технологии геномного редактирования. Для проведения исследований с этапами модификации генома мы предложили комплексное решение: кроме ПЦР-наборов появились наборы для выделения ДНК. Ученый редактирует клетки с помощью CRISPR/Cas9 или другой системы, затем ему нужно выделить геномную ДНК, выяснить, какие мутации были внесены, — для этого отлично подходят наши оптимизированные наборы для ПЦР. Далее полученные ПЦР-продукты можно выделить из реакционной смеси и подготовить к секвенированию также с помощью набора, который есть в нашем каталоге. Затем нужно проанализировать, как изменился уровень экспрессии гена — на этом этапе востребованы наборы для ОТ-ПЦР. Готовые решения для геномного редактирования тоже есть в нашем портфолио. Это белок Cas9 и наборы для синтеза направляющих РНК. (Комплекс продуктов для геномного редактирования был разработан в рамках реализации проекта, поддержанного Фондом содействия инновациям — PCR.NEWS.) Мы уверены, что они отлично работают, потому что всегда перед выходом на рынок и предложением широкой публике мы проводим апробацию этих наборов в научных лабораториях.

Как происходит взаимодействие между учеными и компаниями?

Компании «Биосан» и «Биолабмикс» созданы в новосибирском Академгородке. Это технологический центр, в нем находится более 50 научных институтов. В лабораториях проводятся исследования мирового уровня, они публикуются, новосибирских ученых хорошо видно в естественнонаучных направлениях глобальной науки. Мы имеем очень ценное преимущество — близость к непосредственному потребителю, тому самому Scientist из B2S. Мы можем прийти и попросить протестировать реагенты в лаборатории.

В вашей лаборатории тоже проводится апробация? (Григорий Степанов руководит лабораторией геномного редактирования Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН — PCR.NEWS.)

Конечно! У меня лаборатория работает на этих реактивах и наборах.

Даже если реактив еще на стадии разработки и в продажу не поступил?

Да. Сам Академгородок создавался академиком Лаврентьевым по принципу «наука-кадры-производство». Наука должна быть в непосредственной близости от кадров, которые тут же вырастают, и производство должно быть рядом, потому что разработки можно сразу внедрять. Эта идиллия называется «треугольником Лаврентьева», она до сих пор работает. Мне кажется, что и у нас в какой-то мере это получается. В моей научной лаборатории работают в основном студенты и аспиранты. Когда мы берем какую-то тему, мы изучаем литературу, понимаем, какой инструмент нам нужен, создаем лабораторную методику. К этому времени «Биолабмикс» настолько напитывается экспертным мнением, что готов создать набор реагентов, который будет работать не только в нашей, но в любой лаборатории. И создает этот набор.

Есть ли в треугольнике Лаврентьева миграция кадров между производством и наукой?

Конечно. Научная лаборатория — это кузница кадров, потому что человек, получивший академическое образование и прошедший дипломную практику, готов к разработкам и к трудовым подвигам. Многие компании этим активно пользуются: сразу же после магистратуры готовы нанимать специалистов. Кто-то понимает, что к этому и готовился, и уходит в компанию, а кто-то продолжает научную деятельность и поступает в аспирантуру.

Вторая миссия

Следит ли «Биолабмикс» за новейшими научными трендами?

Один из таких трендов — вакцины и терапевтические препараты на основе мРНК. Компания буквально в прошлом году сформировала платформу для мРНК-технологий. Мы добавили в каталог реагенты, которые позволяют синтезировать функциональные мРНК. Исследователю нужна матрица, он ее может либо амплифицировать из генома вируса, либо создать de novo. На этой матрице проводится синтез мРНК в пробирке. Наша технология — это комплексное решение. Кроме набора для транскрипции, в который входят нуклеозидтрифосфаты и фермент, катализирующий сам процесс синтеза, нужны модифицированные нуклеотиды, которые защитят мРНК от деградации внутри клетки и предотвратят активацию неспецифического иммунного ответа. С помощью наших наборов для выделения РНК очищают из реакционной смеси: полученной РНК можно транфицировать клетки или вводить ее мышам для исследований. Мы все это тоже попробовали в рамках наших собственных исследований.

Над чем еще вы работаете?

В прошлом году мы сформулировали для себя еще одну миссию — сделать генетические технологии доступными в России. Мы создали лабораторию олигонуклеотидного синтеза и стремимся к сотрудничеству с исследователями, которым нужны высококачественные диагностические праймеры или олигонуклеотиды для сборки генов.

Ученые — ученым

Насколько популярны сейчас реагенты «Биолабмикса»?

Популярность использования наборов для исследований можно оценить по количеству публикаций, в которых они упоминаются. У нас на сайте есть раздел «Публикации», в котором приведены статьи с применением наших продуктов. Самые рейтинговые — из журналов Nature Publishing Group. Это и Scientific Reports, и Nature Communications.

Чего вы ждете от этой выставки?

Мы постоянно участвуем в конференциях. И на этой выставке мы, с одной стороны, еще раз хотим показать нашу продукцию ученым, с другой — встретиться с коллегами, потому что мы готовы и к сотрудничеству в сфере бизнеса. Мы можем производить реагенты в минимальных объемах в виде наборов или же поставлять их в больших количествах. Если компания имеет свои мощности для производства, но у нее нет реагентной базы, мы готовы стать такой базой, для нас это совершенно не ново. Компания «Биосан» много лет является основным производителем трифосфатов, которыми пользуется подавляющее большинство производителей диагностических систем в России.

Ключевой рынок компаний — исследовательский. На диагностическом рынке мы служим реагентной базой, для нас это вполне комфортная ниша.

Последние события в мире повлияли на деятельность компании?

У нас сейчас так же, как у всех. Нужно перестраивать логистические пути. В условиях глобализации невозможно быть абсолютно независимым. Вместе с тем мы чувствуем к себе больше интереса, у нас больше запросов. И наша готовность к этим запросам тоже выросла. За последние пару лет мы усилили и расширили наши компетенции. Появились новые отделы, новые люди. Сотрудники, которые работают с нами на протяжении нескольких лет, приобрели новый опыт. Мы чувствуем, что окрепли.

Мы так уверенно заявляем, что способны создать комфортные условия для российских ученых, потому что мы сами ученые. Руководители производственных направлений и разработок «Биолабмикса» — кандидаты либо химических, либо биологических наук. Они помнят свою практику в лаборатории. Понимают проблему, когда талантливый ученый придумывает идею, хочет ее реализовать, заказывает инструменты и реактивы, а ему говорят, что поставка будет через 60–90 дней. Реактивы должны быть доступны. Весь мир в последние годы столкнулся с некоторыми сложностями. И стало очевидно, что когда внутри страны есть свои производители, они могут закрывать потребности ученых, пусть и не все сразу. Мы с удовольствием за это беремся.

Партнерский материал

Добавить в избранное