Гигиена не влияет на развитие детского иммунитета

Гигиеническая гипотеза гласит, что встреча с микроорганизмами в раннем детстве способствует развитию иммунной системы и защищает от аллергических заболеваний. Существует мнение, что современное западное общество «слишком чистое», и это приводит к аллергиям. Здесь в первую очередь речь идет о мытье рук и уборке дома. Но ученые из Великобритании считают, что это мнение ошибочно.

Есть четыре свидетельства, о которых говорят авторы статьи:

• Микроорганизмы в наших домах, по большей части, не те, которые нужны для развития иммунитета.

• Вакцины не только защищают нас от патогенов, но и усиливают иммунитет.

• Для нашего здоровья важны в первую очередь микроорганизмы, которые встречаются в природе.

• Когда эпидемиологи находят  связь между уборкой и проблемами со здоровьем, причиной зачастую оказывается воздействие чистящих средств на легкие.

Ребенок контактирует с матерью, семьей, природой, получает вакцины. По мнению авторов исследования, этого достаточно для развития иммунитета, нет нужды отказываться от гигиены и уборки домашних поверхностей.

31.01.2024

Голодание помогает подавить воспалительные процессы, и возможный механизм этого явления описали авторы статьи в журнале Cell Reports. Они провели исследование на добровольцах и показали, что при голодании в крови снижается уровень интерлейкина 1β (IL-1β), а количество арахидоновой кислоты, напротив, возрастает.

В ходе исследования 21 испытуемый принимал порцию пищи в 500 ккал, затем голодал в течение 24 часов, после чего принимал еще одну порцию пищи. Анализ мононуклеарных клеток периферической крови показал, что через три часа после приема пищи уровень IL-1β повышался. При этом уровень арахидоновой кислоты был повышен во время голодания, но снижался после приема пищи. Когда авторы работы провели опыты на макрофагах, они обнаружили, что арахидоновая кислота дозозависимо ингибирует NLRP3-инфламмасому и снижает выработку IL-1β, которая происходит при ее активации. Это соединение способно выполнять как провоспалительную, как и противовоспалительную функцию. Дальнейшее исследование показало: арахидоновая кислота ингибирует активность фосфолипазы C, что, в свою очередь, снижает активацию протеинкиназ, включая JNK, и препятствует активации инфламмасомы.

Полученные данные демонстрируют, что арахидоновая кислота служит важным физиологическим регулятором NLRP3-инфламмасомы, и объясняют, почему голодание способно уменьшить системное воспаление.

09.01.2024

Исследование, опубликованное в журнале Molecular Psychiatry, показало, что женщины с аутоиммунными заболеваниями чаще страдают от депрессии во время беременности и после родов. И наоборот, женщины с перинатальной депрессией в анамнезе имеют более высокий риск развития аутоиммунных заболеваний.

Авторы работы изучили данные женщин, родивших детей на территории Швеции с 2001 по 2013 годы. Всего в анализ вошли 815 000 женщин и 1,3 млн беременностей. Примерно у 55 000 женщин диагностировали депрессию во время беременности или в течение года после рождения ребенка. Исследователи посмотрели, как часто у этих женщин выявляли аутоиммунные заболевания (всего проверяли 41 диагноз). В качестве дополнительных контролей влияния генов и окружения в детстве брали сестер этих женщин.

Двунаправленный эффект был показан между перинатальной депрессией и аутоиммунным тиреоидитом, псориазом, рассеянным склерозом, язвенным колитом и целиакией. В целом женщины с аутоиммунными заболеваниями на 30% чаще страдали от перинатальной депрессии, а у женщин с перинатальной депрессией на 30% чаще выявляли аутоиммунные заболевания. Наиболее сильную связь показали для рассеянного склероза — в этом случае риск повышался в два раза. Также сильнее риск проявлялся у женщин без предшествующих психиатрических диагнозов. Авторы предполагают, что в развитие перинатальной депрессии могут быть вовлечены иммунологические механизмы, а аутоиммунные заболевания следует рассматривать как факторы риска депрессии во время и после беременности. В рамках исследования не было возможности выявить причинно-следственную связь.

09.11.2023

Год назад исследователи из Германии под руководством Георга Шетта, иммунолога из Университета Эрланген-Нюрнберг, опубликовали статью о CAR-T-терапии системной красной волчанки  (подробнее на PCR.NEWS). У всех пяти пациентов наступила ремиссия. Терапевтические CAR-T-клетки распознавали молекулу CD19 на поверхности В-клеток, в результате В-клетки исчезали из крови, но через некоторое время появлялись наивные В-клетки, происходила «перезагрузка» гуморального иммунитета. Теперь исследователи сообщили на ACR Convergence 2023, ежегодном собрании Американского колледжа ревматологии, что терапия CAR-T-клетками не только вызывает подавление аутоантител при резистентной к лечению волчанке, но и не мешает устойчивому ответу на вакцины.

В исследование были включены восемь пациентов; с марта 2021 года по июнь 2023 года каждому из них ввели CD19 CAR-T-клетки в дозировке 1 млн на килограмм массы тела. В дальнейшем наблюдали за динамикой заболевания и иммунным ответом на вакцины против кори, паротита, краснухи, вируса ветряной оспы, вируса Эпштейна-Барр, столбняка и пневмококка.

К июню 2023 года все пациенты находились в ремиссии, несмотря на появление наивных В-клеток. При этом иммунный ответ на вакцины не исчезал. Георг Шетт объясняет это кажущееся противоречие там, что некоторые долгоживущие клетки, способные продуцировать антитела, в том числе поствакцинальные, являются CD19-негативными, поэтому CAR-T-клетки их не уничтожают.

08.09.2023

Авторы статьи в BMJ по датским национальным медицинским записям отслеживали впервые поставленный диагноз венозной тромбоэмболии (ВТЭ) в период с 1996 по 2017 год среди 2 миллионов женщин в возрасте от 15 до 49 лет, не имевших в анамнезе тромбов, рака, гистерэктомии или лечения бесплодия. НПВП одновременно с гормональной контрацепцией использовали 529 704 женщины. За усредненный 10-летний период наблюдения произошло 8710 событий ВТЭ (2715 тромбоэмболий легочной артерии и 5995 тромбозов глубоких вен), 228 (2,6%) женщин умерли в течение 30 дней после постановки диагноза.

Прием НПВП был связан с четырьмя дополнительными событиями ВТЭ в неделю на 100 тысяч женщин, не использующих гормональную контрацепцию. Но этот показатель вырастал до 23 при использовании контрацепции с высоким риском тромбоза (пластыри с эстрогеном и прогестином, вагинальные кольца, таблетки, содержащие 50 мкг эстрогена либо прогестины третьего или четвертого поколения), до 11 — при использовании контрацепции среднего риска (все другие комбинированные пероральные контрацептивы, инъекции медроксипрогестерона). Связь для диклофенака была сильнее, чем для ибупрофена и напроксена.

Исследователи подчеркивают, что абсолютный риск развития серьезных тромбоэмболических осложнений все равно остается низким, но поскольку оба класса препаратов широко используются, женщин следует информировать об их потенциальном взаимодействии.

25.08.2023

Ощущение горечи во рту нередко оказывается симптомом заболевания, вызванного патогенными микроорганизмами. Рецепторы горького вкуса кодируются генами Tas2r, но эти гены также обеспечивают защиту от бактерий и паразитов в полости рта и кишечнике. Ученые выяснили, как именно восприятие горечи искажается при воспалительных процессах.

Оказалось, что экспрессия Tas2r изменяется в ответ на липополисахариды, входящие в состав бактериальных мембран. В опытах на мышах липополисахариды заметно увеличили доступность генов, кодирующих Tas2r. Иными словами, искажение горького вкуса было вызвано эпигенетическим механизмом, причем изменения происходили на периферии и не затрагивали мозг напрямую. Воспалительный ответ на липополисахариды влиял, в частности, на экспрессию генов в стволовых клетках вкусовых сосочков. Такое ремоделирование может способствовать формированию эпигенетической памяти, которая позволит организму быстрее реагировать на будущие инфекции, но также способно на долгое время изменить восприятие вкуса.