Крысы осваивают новые пространства, наблюдая за другими крысами

Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience, показало, что крысы могут изучать местность, наблюдая за другими крысами. Животные и люди ориентируются, формируя когнитивные карты с помощью особых клеток в мозге. Процесс их создания пока плохо изучен. Ранее авторы работы анализировали создание карт и вовлеченные клетки, заставляя крыс самостоятельно проходить лабиринт. Но в новой работе они показали, что крысы могут изучить пространство, наблюдая за другой крысой.

Клетку разделили на две части — внутреннюю и внешнюю. Во внутреннюю поместили крысу-наблюдателя, во внешнюю — крысу-демонстратора. Последняя должна была найти еду во внешней клетке. После завершения обучения ту же задачу ставили перед крысой-обозревателем. Процент их успеха был намного выше, чем у наивных крыс (100% против 12%), а значит, крысы могут осваивать новое пространство, физически его не исследуя. Также ученые вводили крысам вещество, которое должно было нарушить стабилизацию новых когнитивных карт, однако оно не повлияло на обучение крыс. Возможно, в наблюдении через обучение стабилизация происходит иначе или вовсе не нужна.

11.06.2024

Частота взмахов крыльев летающих насекомых, птиц и летучих мышей, а также взмахов плавников пингвинов и китов пропорциональна квадратному корню массы их тела, поделенному на площадь крыла или плавника. Это открытие позволило авторам исследования предположить, что птерозавр Quetzalcoatlus northropi взмахивал крыльями площадью 10 м2 с частотой 0,7 Гц (чуть реже, чем раз в секунду). Подробнее

Используя данные из базы iNaturalist, ученые проследили, насколько 512 видов наземных животных чувствительны к урбанизации в Южной Калифорнии (США). В среднем местные виды предпочитали жить в регионах с меньшим уровнем урбанизации. Исключение — слизни и улитки. Самыми чувствительными к урбанизации были чешуекрылые. За ними шли млекопитающие, рептилии и амфибии. А вот божьи коровки, пауки и птицы хоть и предпочитали менее урбанизированные регионы, но не так сильно. Подробнее.

Ученые проанализировали геномы 475 древних и 77 современных лошадей, чтобы уточнить, как происходило их одомашнивание. Они показали, что около 4200 лет назад практика разведения лошадей значительно изменилась, что привело к замене почти всех линий лошадей на современные. Через «бутылочное горлышко», связанное с одомашниванием, лошади прошли раньше, около 4700 лет назад, когда снизился возраст репродукции лошадей. Это увеличило скорость их разведения. А в массовой миграции людей из степей около 5000 лет назад, приведшей к распространению индоевропейских языков, лошади не играли большой роли. Подробнее

Исследователи использовали систему CRISPR-Cas9, чтобы произвести инверсию в регуляторном участке ДНК риса. В результате увеличилась экспрессия генов, находящихся под контролем этого регулятора, в том числе гена системы фотосинтеза. Это подход может повысить производительность растений без внесения трансгена. Подробнее.

Ранее было показано, что потомки самок животных с ожирением имеют повышенный риск ожирения и диабета 2 типа. Скорее всего, это результат сложных взаимоотношений между генами и средой, но недавние исследования показали, что ожирение матери нарушает у потомка работу гипоталамуса — участка мозга, отвечающего за энергетический гомеостаз. У потомков мышей с ожирением в гипоталамусе был повышен уровень микроРНК miR-505-5p. В результате мыши ели больше и предпочитали еду с высоким содержанием жира. Контролировать уровень miR-505-5p можно упражнениями во время беременности. Подробнее

07.06.2024

Яд многих змей разрушает кровеносные сосуды, что может приводить к очень серьезным последствиям для организма. Идет поиск способов противостояния этому эффекту, однако исследования на клетках не дают полной картины. Ученые создали очередную модель «органа-на чипе», в этот раз для малых кровеносных сосудов. После этого они воздействовали на 3D-культуру ядом. Как разрушаются стенки сосудов, можно посмотреть в этом видео. Подробнее

Обычно вирусы имеют размер 20–200 нм, а бактерии — 2–3 мкм. Гигантские вирусы достигают размера 2,5 мкм. Они были обнаружены в 1981 году в океане; пока что не так много известно об их природе. Недавно гигантские вирусы нашли в образцах снега Гренландии, которые также содержали водоросли. Высказываются предположения, что вирусы контролируют численность водорослей, но пока это не было доказано. Подробнее

Ранее считалось, что зиготы получают митохондрии только от матери, а отцовские клетки никак не влияют на митохондриальный геном. Однако оказалось, что сперматозоиды несут фрагменты митохондриальной РНК, которые регулируют экспрессию генов митохондрий в ходе раннего эмбриогенеза. Новое исследование показало, что именно этот механизм лежит в основе влияния, которое оказывает диета и метаболический статус отца до зачатия на здоровье ребенка. У самцов мышей с ожирением чаще рождались детеныши, склонные к метаболическим заболеваниям. Подробнее.

При адаптивной миелинизации более активные нейронные цепи получают больше миелина. Это происходит, например, в процессе обучения или запоминания. Но этот же механизм вовлечен в развитие зависимости от наркотиков. В опытах на мышах исследователи показали, что даже одна доза морфия запускает пролиферацию специализированных стволовых клеток, которые становятся продуцирующими миелин олигодендроцитами, в области мозга, отвечающей за вознаграждение и зависимость. Поведение таких мышей изменялось — они проводили больше времени в той части клетки, где они ранее получали морфий. Если подавить миелинизацию, изменений поведения не происходит. Подробнее.

Анализируя «генную пустыню» (участок на хромосоме 21, где нет белоккодирующих генов), ученые обнаружили участок ДНК, который ведет себя как энхансер близлежащих генов. В макрофагах он активирует экспрессию гена ETS2, что повышает риск воспалительных заболеваний кишечника. Авторы исследования надеются, что, воздействуя на этот ген, можно будет облегчить симптомы этих заболеваний. Лекарств, таргетирующих ETS2, пока нет, но ингибиторы MEK, применяемые при терапии рака, тоже могут снижать его уровень. Подробнее.

04.06.2024

Папоротник Tmesipteris oblanceolate, встречающийся в Новой Зеландии и Новой Каледонии, имеет самый большой геном из всех известных к настоящему времени — 160 млрд п.о., что на 11 млрд п.о. больше, чем у предыдущего обладателя рекорда — цветкового растения Paris japonica. Для сравнения, у человека геном содержит «всего» 3 млрд п.о. Авторы открытия назвали его «не совсем неожиданным», отметив, что папоротники любят «накапливать хромосомы». Неясно, зачем папоротнику такой большой геном, ведь его поддержание связано с затратой большого количества ресурсов. Размер генома не связан со сложностью организма и часто делает своего хозяина более чувствительным к стрессам окружающей среды. Подробнее.

Некоторые цветковые растения вырабатывают сладкий нектар, который привлекает муравьев, защищающих растения от растительноядных животных. Недавнее исследование показало, что такой же защитный механизм характерен для некоторых папоротников — у них есть нецветковые нектарные железы. Это пример конвергентной эволюции, который к тому же демонстрирует сложную связь папоротников и насекомых. Подробнее

Ученые показали, что добавление частицы «не» перед прилагательным смягчает, но не изменяет значение признака на противоположное. Для нашего мозга «негорячий кофе» не эквивалентен «холодному кофе». В эксперименте испытуемые присваивали фразам, таким как «очень нехороший» или «очень-очень хороший» балл от 1 (очень-очень плохой) до 10 (очень-очень хороший). Они дольше принимали решение, если видели частицу «не», при этом курсор часто сначала перемещался к фразам с противоположным значением (то есть «негорячий» сначала интерпретировался как «горячий»). Как отметили исследователи, частица «не» снижает температуру кофе, но не делает его холодным. Подробнее.

Серотонин в мозге в основном вырабатывается дорсальным ядром шва. Ученые использовали оптогенетику, чтобы активировать выработку серотонина в мозге бодрствующих мышей и посмотреть, какие области мозга это стимулирует. Оказалось, что активировались кора головного мозга и базальные ганглии, участвующие во многих когнитивных функциях. Эти данные сильно отличаются от тех, что ранее были получены на животных под анестезией. Подробнее

Термиты угрожают деревяным постройкам по всей Северной Америке. Обычно для их уничтожения используют фумигацию — дом накрывают тентом и обрабатывают ядовитым газом. Однако этот газ вреден для человека и окружающей среды, поэтому нужна альтернатива. Так, можно просверлить в стене дырку до гнезда термитов и впрыснуть туда контактный яд фипронил. Но как найти гнездо? Ученые предложили вместо поиска гнезда добавить к яду привлекательное для термитов вещество — пинен. При его использовании смертность термитов выросла с 70% до 95%. Подробнее.

31.05.2024

Один из подходов к лечению хронической мигрени — операция по декомпрессии периферических нервов — активно развивался последние два десятилетия. Специалисты из Канады и США провели метаанализ результатов таких операций, чтобы охарактеризовать их эффективность для лечения мигрени.

Обычно в исследованиях оценивают частоту приступов мигрени в месяц, их продолжительность и интенсивность. Кроме того, используется такой показатель, как индекс головной боли при мигрени (migraine headache index, MHI) — его рассчитывают как произведение частоты мигрени (приступов в месяц) на интенсивность боли (1–10 баллов) на продолжительность (часов в сутки). Вместе с тем в неврологической литературе результаты профилактики мигрени оценивают по изменению количества дней мигрени в месяц.

Авторы метаанализа задались целью охарактеризовать именно этот показатель после хирургического лечения мигрени. Для этого они отобрали 19 работ. Было выявлено значимое снижение как MHI (среднее изменение составило 76,59), так и количества дней с головной болью в месяц (которое уменьшилось в среднем на 14,11); остальные традиционно измеряемые показатели также снижались при оперативном вмешательстве (общее количество приступов в месяц — на 8,65, интенсивность — на 3,84 балла, продолжительность — на 11,80 часов в сутки). Исследователи подчеркивают, что одна из целей их статьи — способствовать взаимодействию между хирургами и неврологами, чтобы мотивировать в будущем включать в результаты такой показатель, как количество дней головной боли в месяц.

31.05.2024

Даже после очистки сточных вод антибиотики попадают в реки и озера, где могут влиять на здоровье животных. Исследователи показали, что под действием антибиотика у большого прудовика (пресноводного моллюска) начинаются проблемы с памятью. Сначала прудовиков обучали, что любимый им морковный сок содержит неприятное для них вещество — хлорид калия. Живущие в чистой воде прудовики быстро обучались, а живущие в воде, загрязненной антибиотиком, продолжали пытаться выпить сок. Авторы связывают это явление с нарушением микробиоты прудовиков. Подробнее.

Приблизительно каждая сороковая клетка костного мозга человека содержит значительные хромосомные перестройки, не вызывая, по-видимому, заболевания или аномалии. У людей старше 60 число таких клеток увеличивается, что может быть еще одним механизмом развития болезней, ассоциированных со старением. По словам авторов исследования, все мы являемся мозаиками. И разница между геномами двух клеток одного организма может быть больше, чем между клетками двух организмов. Подробнее

До того, как дети учатся называть различные цифры, они могут проходить стадию, когда они издают необходимое число звуков голосом. Оказалось, что черная ворона (Corvus corone) тоже способна на такой счет. Ученые натренировали трех ворон, чтобы те издавали от одной до трех вокализаций в ответ на визуальные (цветные числа) или звуковые стимулы (определенные звуки). В конце вокализаций ворона должна была клюнуть цель. Действительно, вороны издавали нужное число вокализаций в ответ на стимулы. Подробнее

ИИ-модель Dev-ResNet может отследить, что происходит во время эмбрионального развития, анализируя видео. В качестве предмета исследователи выбрали большого прудовика. Dev-ResNet различает ключевые события, такие как начало работы сердца, формирование раковины, вылупление и даже гибель. Уже сейчас модель показала влияние температуры на различные процессы, о котором авторы и не подозревали. Подробнее

Диапауза (торможение обмена веществ) характерна для эмбрионов многих позвоночных, живущих в засушливых условиях. Особенность эмбриона рыбы нотобранх Фурцера (Nothobranchius furzeri), живущей в Мозамбике и Зимбабве, состоит в том, что он входит в диапаузу на более поздних стадиях и может пребывать в этом состоянии до двух лет. Ученые охарактеризовали гены, позволяющие рыбе пережить засуху. Они показали, что диапауза у этих рыб развилась 18 млн лет назад, но гены, отвечающие за ее работу, намного древнее — им уже 473 млн лет. Схожие паттерны экспрессии выявили у других животных во время диапаузы, например, у мышей. Подробнее.