Аберрантное гликозилирование антител к S-белку коронавируса может вызывать образование тромбов при COVID-19

В экспериментах in vitro показано, что тромбообразованию при тяжелой форме COVID-19 способствуют недостаточное фукозилирование и чрезмерное галактозилирование антител класса IgG против S-белка SARS-CoV-2. Блокирование сигнальных путей активации тромбоцитов препаратами, одобренными для клинического применения, уменьшает размеры тромбов.

Молекула фактора фон Виллебранда.

Credit:  lculig | 123rf.com

Известно, что у пациентов с тяжелым COVID-19 повышен риск образования тромбов. Причины этого пока неясны, однако имеющиеся данные свидетельствуют о нарушении адаптивного иммунного ответа и аномальной активации тромбоцитов. В частности, было показано, что уровень фукозилирования домена Fc иммуноглобулинов IgG к S-белку SARS-CoV-2 у тяжелых пациентов понижен, а галактозилирования — повышен. Тромбоциты экспрессируют рецептор антител FcγRIIA. Согласно литературным данным, активация тромбоцитов при COVID-19 происходит именно через FcγRIIA. Однако до сих пор не было подтверждений тому, что афукозилированные IgG в составе иммунных комплексов могут активировать тромбоциты. В новой работе ученые из Великобритании и Нидерландов проверили, как аберрантное гликозилирование IgG влияет на активацию тромбоцитов и образование тромбов.

Эксперименты проводились in vitro. Ученые использовали моноклональное антитело COVA1-18 (IgG к рецептор-связывающему домену S-белка от пациента, переболевшего COVID-19) в четырех вариантах: с нормальным гликозилированием (WT), с низким уровнем фукозилирования (Low Fuc), с высоким уровнем галактозилирования (High Gal) и с обеими аномалиями (Low Fuc High Gal). На покровные стекла наносили иммунные комплексы, включающие один из вариантов антитела и рекомбинантный S-белок коронавируса. Для имитации условий организма, пораженного инфекцией, иммунные комплексы дополнительно покрывали фактором фон Виллебранда — протромботическим белком плазмы, уровень которого при тяжелом COVID-19 значительно возрастает. Затем подготовленные покровные стекла инкубировали с тромбоцитами, полученными из крови здоровых доноров, и определяли адгезию тромбоцитов на поверхности стекол.

Адгезия тромбоцитов к IgG Low Fuc High G была значительно повышена по сравнению с адгезией к IgG WT. Варианты Low Fuc и High Gal почти не влияли на адгезию тромбоцитов, то есть для активации тромбоцитов и развития протромботических состояний у пациентов необходимы и гипофукозилирование, и гипергалактозилирование. Формирование тромбов было подтверждено в микрофлюидных камерах, покрытых иммунными комплексами и фактором фон Виллебранда и имитирующих кровеносные сосуды. Тромбоциты в этих камерах слипались в агрегаты, размеры которых значительно увеличивались при использовании IgG Low Fuc High Gal.

В сигнальном пути рецептора FcγRIIA участвуют белки Syk, Btk и P2Y12. Ученые ингибировали эти белки молекулами R406 (входит в одобренный FDA препарат фостаматиниб), ибрутинибом и кангрелором соответственно. При этом размеры тромбов в камерах, содержащих IgG Low Fuc High Gal, уменьшались до размеров, сопоставимых с таковыми для тромбов при IgG WT. По мнению авторов, ингибирование активации тромбоцитов может стать частью терапевтической стратегии при тяжелом COVID-19.

В настоящее время ингибиторы воспалительных сигналов, в том числе фостаматиниб, тестируются на пациентах с COVID-19 в проекте MATIS.

«Мы еще не знаем, как эти лекарства сработают на пациентах, но мы надеемся, что сможем подавить воспалительный ответ и предотвратить тяжелую болезнь и тромбы, — говорит один из авторов работы Никола Купер, который также спланировал и возглавил проект MATIS. — Приятно видеть, что наша работа подтверждает теорию и обеспечивает прочную научную базу для клинических испытаний».

Источник

Bye, A. P., et al. // Aberrant glycosylation of anti-SARS-CoV-2 spike IgG is a pro-thrombotic stimulus for platelets. // Blood, JULY 28, 2021; DOI: 10.1182/blood.2021011871

Добавить в избранное