Антимюллеров гормон может вызывать бесплодие при синдроме поликистозных яичников

По-видимому, высокие уровни антимюллерова гормона у женщин с синдромом поликистозных яичников — не просто один из симптомов, а фактор, способствующий бесплодию. С помощью модели ксенотрансплантации ученые из США показали, что АМГ прямо влияет на продукцию фолликулов и овуляцию.

Фолликул яичника. Желтый — кумулюс (окружение ооцита), голубой — клетки внутренней теки, которые опосредуют метаболизм растущего фолликула; красный —стромальные клетки яичника; все ядра темно-синего цвета.

Daylon James

Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) может быть причиной бесплодия. Этот синдром сопровождается нарушением продукции стероидов, в крови возрастает концентрация андрогенов. Высокий уровень мужских половых гормонов у женщины приводит к гирсутизму росту волос на лице и теле. Может развиться инсулинорезистентность, что часто становится причиной избыточного веса. При этом заболевании повышен уровень антимюллерова гормона (АМГ). Журнал Science Advance опубликовал статью, авторы которой обнаружили, что высокая концентрация АМГ в крови женщины может способствовать слишком быстрому созреванию фолликулов.

Антимюллеров гормон во время эмбриогенеза регулирует формирование половый признаков у плода. После рождения за его синтез у мужчин отвечают клетки Сертоли в семенниках, у женщин гранулезные клетки в составе фолликула, окружающие яйцеклетку. В женском организме АМГ способствует развитию доминантного фолликула и дальнейшей овуляции, при этом подавляет развитие остальных фолликулов за счет снижения экспрессии рецепторов к фолликулостимулирующему гормону (ФСГ). Измерение концентрации АМГ имеет диагностическое значение и применяется для оценки овулярного резерва яичников. Однако до сих пор не исследовались функциональная роль самого АМГ и его влияние на фолликулогенез.

Фолликул содержит женскую половую клетку (ооцит), которая в дальнейшем может быть оплодотворена. Во время овуляции стенка фолликула разрывается, ооцит выходит в фаллопиеву трубу. При СПКЯ у женщин нарушается фолликулогенез и наблюдается ановуляция.

Чтобы исследовать влияниие АМГ на этот процесс, ученые использовали ксенотрансплантацию. Мышам с иммуносупрессией пересадили содержащее фолликулы корковое вещество человеческих яичников. Ксенотрансплантат пересаживали вместе с эндотелиальными клетками, выращенными in vitro. В экспериментальной группе это были клетки, трансдуцированные лентивирусом для продукции АМГ, в контрольной — клетки, которые АМГ не продуцировали. Фолликулы затем извлекали и проводили секвенирование РНК единичных клеток.

Транскриптомный анализ и иммуноокрашивание показали, что постоянная высокая концентрация АМГ в крови способствует преждевременной экспрессии тех факторов, которые в норме наблюдаются на более поздних стадиях фолликулогенеза. Фолликулы созревают быстрее, но яйцеклетки в них созреть не успевает.

На УЗИ яичника женщины с СПКЯ обычно видны множественные мелкие фолликулы, и предполагается, что они остановились в росте. Но, возможно, на самом деле это постоянно возникающие новые фолликулы, не продуцирующие зрелых яйцеклеток.

У женщин, страдающих СПКЯ, повышен уровень лютеинизирующего гормона (ЛГ), который стимулирует овуляцию и развитие желтого тела. Авторы исследования показали, что АМГ может индуцировать экспрессию рецепторов к ЛГ на ранних стадиях фолликулогенеза. Этот факт важно учитывать при подборе терапии для лечения ановуляции при СПКЯ.

«В дальнейших исследованиях мы надеемся разработать лекарственную терапию, влияющую на уровень АМГ, которая могла бы помочь восстановить менструальный цикл и устранить другие симптомы, связанные с СПКЯ», — сказал руководитель исследования Дейлон Джеймс.

Limor Man, et al. Chronic superphysiologic AMH promotes premature luteinization of antral follicles in human ovarian xenografts. // Science Advances, Vol 8, Issue 10, published online 9 March 2022. DOI: 10.1126/sciadv.abi7315