Антитела IgG к коронавирусу детектируются в течение года после болезни

Китайские ученые показали, что антитела к рецептор-связывающему домену S-белка коронавируса у переболевших COVID-19 сохраняются в течение 12 месяцев, но их уровень падает. При этом титр антител в плазме коррелировал с ее нейтрализующей активностью и на ранней стадии наблюдения был выше у мужчин, чем у женщин.

drmicrobe | 123rf.com

Китайские ученые исследовали динамику титров антител IgG против рецептор-связывающего домена(RBD) S-белка коронавируса у пациентов, выздоровевших после COVID-19. Они выбрали RBD-IgG, так как ранее было показано, что уровень этих антител коррелирует с нейтрализующей активностью сыворотки. Кроме того, RBD используется в качестве антигена в вакцинах. Подобные исследования уже проводились. Так, ученые из США показали, что нейтрализующие антитела SARS-CoV-2 сохраняются после болезни до пяти месяцев, а бельгийская команда подтвердила персистенцию IgG в течение 170 дней.

В новой работе ученые использовали 1 782 образца плазмы крови от 869 переболевших жителей Уханя. Образцы отбирались в различных временных точках в течение 12 месяцев от постановки диагноза. Наличие и титры в плазме антител IgG к RBD определяли с помощью ИФА. Титры величиной от 1:80 до 1:160 считались низкими, от 1:320 до 1:640 — умеренными, от 1:1280 до 1:2560 и более — высокими. При значениях титра менее 1:80 результат анализа считался отрицательным.

На ранней стадии (1–2 месяца от диагноза) RBD-IgG детектировались в 94,6% образцов, на средней (6–7 месяцев) и поздней (11–12 месяцев) — в 89,4% и 81,2% образцов соответственно. В течение 300 дней наблюдалась отчетливая тенденция к снижению титров RBD-IgG. У пациентов с более высоким первоначальным уровнем RBD-IgG снижение антител с течением времени происходило быстрее, однако оставалось стабильно выше, чем у пациентов с низким уровнем RBD-IgG.

Более половины пациентов с изначально низким уровнем антител теряли RBD-IgG к концу периода наблюдения, тогда как у 60,75% пациентов с умеренными и 54,9% с высокими титрами уровень RBD-IgG снижался на одну ступень.

Ученые также проверили, как влияют пол, возраст и группа крови пациентов на уровень антител. Оказалось, что у мужчин на ранней стадии средний титр RBD-IgG был значительно выше, чем у женщин. На поздних стадиях гендерное различие становилось незначительным. Гуморальный иммунный ответ положительно коррелировал с возрастом пациентов, что согласуется с исследованиями других ученых. Разница в титрах RBD-IgG среди доноров разных групп крови была незначительной.

Наконец, используя культуру клеток и штамм WIV04 SARS-CoV-2, ученые подтвердили прямую зависимость нейтрализующей активности образцов плазмы от уровня RBD-IgG.

Таким образом, положительные титры RBD-IgG сохраняются у большинства пациентов, переболевших COVID-19, не менее года. Ученые делают вывод, что вакцинация может эффективно сдерживать распространение SARS-CoV-2. Кроме того, они подчеркивают важность оценки нейтрализующих антител в исследованиях и при разработке вакцин.

Cesheng Li, et al. // Twelve-month specific IgG response to SARS-CoV-2 receptor-binding domain among COVID-19 convalescent plasma donors in Wuhan. // Nature Communications 12, 4144 (2021), published online 06 July 2021; DOI: 10.1038/s41467-021-24230-5