Аутоантитела к фосфолипидам могут способствовать образованию тромбов при COVID-19

Ученые из США выявили антитела к фосфолипидам (aPL) в крови пациентов с COVID-19 и продемонстрировали связь их концентрации с клиническими показателями. Эксперименты in vitro и in vivo подтвердили способность aPL стимулировать нетоз и образование тромбов.

Молекула кардиолипина.

Credit:  molekuul | 123rf.com

Известно, что при COVID-19 повышена вероятность образования тромбов в артериях и венах. Угрожающая жизни тромбофилия также развивается при антифосфолипидном синдроме (АФС) — заболевании, при котором вырабатываются патогенные аутоантитела (aPL) к фосфолипидам и фосфолипид-связывающим белкам. Согласно литературным данным, вирусные инфекции часто сопровождаются образованием aPL. Появились такие данные и о COVID-19, однако исследования проводились на малых выборках пациентов.

В новой работе группа ученых из США измерила концентрации восьми типов aPL в сыворотке крови 172 пациентов, госпитализированных с подтвержденным COVID-19. Препринт с результатами работы размещен на medRxiv. В ходе исследования оценивались уровни антител к кардиолипину (IgG, IgM и IgA), к бета-2-гликопротеину I (IgG, IgM и IgA) и фосфатидилсерину/протромбину (PS/PT) (IgG и IgM).

У 52% испытуемых детектировался хотя бы один тип aPL; у двух третей из них титр aPL был умеренный или высокий. Чаще всего встречались IgG к PS/PT (24% участников), IgM к кардиолипину (23%) и IgM к PS/PT (18%). Было обнаружено, что титр IgM к кардиолипину в значительной степени коррелирует с уровнями клинических маркеров: эффективностью оксигенации, числом тромбоцитов и нейтрофилов, концентрациями C-реактивного белка, D-димера, кальпротектина и миелопероксидазы. Из всех маркеров наиболее сильные ассоциации с различными aPL демонстрировал кальпротектин — показатель активации нейтрофилов.

Ранее было показано, что apL пациентов с АФС вызывает нетоз. Образование внеклеточных ловушек нейтрофилов также описано у пациентов с COVID-19. Интенсивный нетоз может причинить серьезный вред организму, способствуя распространению воспаления и развитию тромбоза. Ученые выделили из крови aPL-положительных пациентов фракцию IgG и обработали ими нейтрофилы, полученные от здоровых доноров. Интенсивность нетоза при этом увеличивалась вдвое по сравнению с необработанными нейтрофилами.

Далее авторы задались вопросом: могут ли IgG пациентов, инфицированных SARS-CoV-2, стимулировать тромбообразование. Чтобы это проверить, они выделили фракцию IgG из образцов пациентов с высоким уровнем IgG к PS/PT и ввели ее внутривенно модельным мышам. Анализ крови мышей, проведенный через 24 часа после инъекции, выявил признаки интенсивного тромбообразования.

Таким образом, результаты работы говорят о том, что у значительной доли пациентов с COVID-19 образуются aPL, и эти aPL предположительно вносят вклад в патогенез заболевания. Авторы считают, что одной из стратегий лечения пациентов с COVID-19 и высоким титром aPL может стать применение препаратов, которые обычно назначаются при АФС. При этом к использованию реконвалесцентной плазмы для терапии тяжелой формы коронавирусной инфекции следует относиться с осторожностью. Авторы отмечают, что не имели возможности изучить связь титра aPL с вероятностью тромбообразования на конкретной выборке пациентов, так как они получали антикоагулянты, но рекомендуют включить уровни aPL в число показателей для оценки риска тяжелых осложнений при COVID-19.

Источник

Yu Zuo, et al. // Prothrombotic antiphospholipid antibodies in COVID-19. // medRxiv 2020.06.15.20131607; DOI: 10.1101/2020.06.15.20131607
Добавить в избранное