Маркеры нетоза ассоциированы с тяжестью протекания COVID-19

Анализ крови пациентов с COVID-19 выявил повышенный уровень веществ, связанных с особым типом программируемой гибели нейтрофилов.

Kateryna Kon | Shutterstock.com

Нейтрофилы защищают организм от патогенов не только путем фагоцитоза. У них также может запускаться особый вид программируемой клеточной гибели — нетоз, при котором из отмирающих нейтрофилов наружу выбрасываются нити, состоящие преимущественно из клеточной ДНК и содержащие белки с антимикробными свойствами. Клетки патогенов иммобилизуются сетью из хроматина нейтрофилов и подвергаются действию белков. Однако интенсивный нетоз может причинить серьезный вред организму, способствуя распространению воспаления и развитию тромбоза.

Именно это и происходит при COVID-19. Известно, что высокий уровень нейтрофилов в крови нередко связан с плохим прогнозом. В недавней работе ученые проанализировали образцы крови от 50 пациентов с COVID-19 и 30 здоровых индивидов. Было показано, что у больных повышен уровень внеклеточной ДНК, а также важного фермента, входящего в состав внеклеточных нитей нейтрофилов — миелопероксидазы, связанной с ДНК, и цитруллинированного гистона H3, который также служит маркером интенсивного нетоза.

Высокая концентрация внеклеточной ДНК в крови ассоциирован с общим повышенным количеством нейтрофилов и высоким уровнем маркеров острого воспаления, в частности, C-реактивного белка. Кроме того, повышенный уровень цитруллинированного гистона H3 в крови часто связан с повышенным количеством тромбоцитов. Важно отметить, что уровень внеклеточной ДНК и миелопероксидазы был выше у пациентов, находящихся на аппарате искусственной вентиляции легких. Наконец, добавление плазмы крови пациентов с COVID-19 к нейтрофилам in vitro вызывало гибель последних путем нетоза.

Авторы исследования заключают, что интенсивный нетоз в сочетании с избыточной продукцией цитокинов может вносить существенный вклад в повреждение легочной ткани и проблемы с дыханием у пациентов с COVID-19.

Yu Zuo et al. // Neutrophil extracellular traps in COVID-19. // JCI insight, first published April 24, 2020; DOI: 10.1172/jci.insight.138999