Белок KHNYN может стать эффективным средством в борьбе с ВИЧ

Белок, функция которого до недавнего времени была неизвестна, оказался мощным ингибитором ВИЧ и некоторых других вирусов. Связываясь с белком ZAP, KHNYN снижает способность вируса размножаться и способствует его разрушению.

martynowi.cz | Shutterstock.com

Белок ZAP (zinc finger antiviral protein) известен своим антивирусным действием. В частности, он взаимодействует с участком РНК вируса иммунодефицита человека, обогащенным динуклеотидами CpG. (У ВИЧ, как и у других ретровирусов, РНК-геном.) Это взаимодействие подавляет репликацию вирусной РНК и способствует ее деградации. Однако не было известно, как именно он это делает, — сам по себе ZAP не обладает необходимой ферментативной активностью. Группа исследователей из Лондонского королевского колледжа обнаружила, что в этом процессе участвует белок KHNYN, функция которого до сих пор не была известна.

С помощью скрининга в дрожжевой двугибридной системе и других методов авторы установили, что KHNYN взаимодействует с ZAP. Далее нужно было выяснить, действительно ли ZAP и KHNYN вызывают разрушение ВИЧ совместно, или возможны другие варианты.

Содержание CpG в геноме ВИЧ обычно достаточно низкое — известно, что чем оно выше, тем эффективнее ZAP подавляет его репликацию. Поэтому для дальнейших исследований ученые создали генноинженерную версию генома ВИЧ, обогащенную CpG.

Серия опытов показала, что сверхэкспрессия белка KHNYN снижает размножение вируса с высоким содержанием CpG в 400 раз, а вируса дикого типа — всего в пять раз. Кроме того, в клетках с нокаутированным геном ZAP сверхэкспрессия KHNYN эффекта не давала, следовательно, KHNYN и ZAP должны действовать вместе. Аналогичная картина наблюдалась и в экспериментах с мышиным вирусом лейкемии, чем геном также богат CpG.

С учетом этих фактов, искусственное увеличение количества CpG в вирусной РНК — перспективный путь к созданию ослабленных вирусов для вакцин. Более того, во многих опухолевых клетках уровень ZAP снижен, а это значит, что в теории возможна разработка такого вируса, который бы уничтожался здоровыми клетками, но при этом сам разрушал бы опухолевые. Однако для практических применений необходимо дальнейшее исследования взаимодействия ZAP и KHNYN.

Mattia Ficarelli et al. // KHNYN is essential for the zinc finger antiviral protein (ZAP) to restrict HIV-1 containing clustered CpG dinucleotides. // eLife published online 9 July 2019. DOI: 10.7554/eLife.46767