Белок ORF8 позволяет коронавирусу уклоняться от действия иммунной системы

Ученые обнаружили, что белок ORF8 SARS-CoV-2 воздействует на молекулы главного комплекса гистосовместимости и не дает зараженным клеткам презентировать вирусный антиген. Ингибирование ORF8 может стать эффективным способом борьбы с COVID-19.

css0101 | Bigstockphoto.com

Несмотря на высокое сходство геномов коронавирусов SARS-CoV и SARS-CoV-2, клиническая и патологическая картины вызываемых ими заболеваний различаются. Так, в отличие от вируса атипичной пневмонии, новый коронавирус активно реплицируется in vivo, успешно ускользая от антивирусного иммунитета. В работе, размещенной на bioRxiv, китайские ученые сравнили белки ORF8 SARS-CoV и SARS-CoV-2 и определили, где кроется проблема.

Открытая рамка считывания (ORF) — это последовательность нуклеотидов, потенциально способная кодировать белок и, как правило, не обладающая стоп-кодоном. Из всех белок-кодирующих последовательностей SARS-CoV и SARS-CoV-2 наименьшая степень гомологии зарегистрирована для ORF8. Соответственно, белки, закодированные в ORF8 у этих вирусов, обладают разными свойствами.

В ходе экспериментов на клеточных культурах ученые обнаружили, что белок ORF8 SARS-CoV-2 непосредственно взаимодействует с белками главного комплекса гистосовместимости MHC-I и уменьшает их количество на поверхности клеток различных типов. При этом белки ORF8a и ORF8b вируса атипичной пневмонии не обладают этим свойством.

В клетках, экспрессирующих ORF8 SARS-CoV-2, молекулы MHC-I избирательно направляются не на поверхность, а в лизосомы, где и деградируют, как при аутофагии. В результате цитотоксические T-лимфоциты не могут эффективно распознавать и уничтожать инфицированные клетки.

Авторы исследования считают, что ингибирование ORF8 может улучшить специфический иммунный ответ организма, а потому этот вирусный белок стоит рассмотреть в качестве мишени для терапии COVID-19. Предположения о том, что мутации ORF8 ослабляют SARS-CoV-2, уже высказывались ранее.

Y. Zhang, et al. // The ORF8 Protein of SARS-CoV-2 Mediates Immune Evasion through Potently Downregulating MHC-I. // bioRxiv, 2020.05.24.111823; DOI: 10.1101/2020.05.24.111823