Ближайшие известные родственники денисовцев живут на Филиппинах

Представители этнической группы филиппинских негритосов айта магбукон обладают рекордной долей денисовских генов. Вклад денисовцев в их геномы на 30–40% больше, чем у коренных жителей высокогорных районов Папуа — Новой Гвинеи, которые до сих пор считались рекордсменами по этому показателю.

imwaltersy | 123rf.com

После выхода из Африки анатомически современные люди скрещивались с древними гомининами, в частности, с неандертальцами и денисовцами. Следы этих встреч можно найти в геномах людей и сейчас. Например, в геномах всех евразийцев процент неандертальских генов примерно одинаковый, а в геномах австралазийцев (филиппинских негритосов и австралийских папуасов) вклад предков-денисовцев выше, чем у каких-либо других популяций на земле.

Изначально считалось, что денисовцы скрестились с людьми только один раз, и это была встреча денисовца с предком группы австралазийцев. Позже стало ясно, что популяции денисовцев были крайне разнообразны и расселились на огромные территории: небольшой процент денисовских генов обнаружили у народов Восточной и Южной Азии, Сибири и даже в популяциях коренных американцев. Из этого следовало, что денисовцы скрещивались с людьми как минимум дважды. Наконец, была выявлена третья вероятная интрогрессия денисовцев в популяцию современных людей: гены денисовцев были обнаружены у папуасов. Однако до сих пор вклад денисовцев в популяции островов Юго-Восточной Азии до сих пор не был оценен. Именно это и сделала в новой работе международная команда под руководством ученых из Уппсальского университета (Швеция).

Ученые проанализировали более 2,3 млн. однонуклеотидных полиморфизмов в геномах 1 107 жителей Филиппин. Участники представляли 118 этнических групп, в том числе 25 популяций филиппинских негритосов. Из всех этносов наибольший вклад денисовцев наблюдался у представителей этноса айта магбукон (Ayta Magbukon) — денисовская ДНК составляет около 5% их генома. Полногеномное секвенирование пяти представителей айта магбукон и сравнение полученных последовательностей с публично доступными геномами древних и современных людей подтвердило результат.

Айта магбукон входят в группу филиппинских негритосов айта общей численностью около 50 тыс. человек и проживают в западной части острова Лусон. Результаты иследования говорят о том, что айта магбукон несут в своих геномах на 30-40% больше денисовских генов, чем предыдущие рекордсмены — коренные жители высокогорных районов Папуа — Новой Гвинеи, то есть их родство с денисовцами ближе, чем у любой из всех ныне существующих человеческих популяций.

Авторы предполагают, что столь высокий вклад денисовцев в геномы айта магбукон связан со значительно изоляцией этой популяции и редкими контактами с другими популяциями, проживающими в регионе. Возможно, острова Юго-Восточной Азии когда-то были населены несколькими денисовскими или родственными денисовским популяциями, к которым мог принадлежать и недавно описанный вид Homo luzonensis. Филиппинские негритосы позже смешались с мигрантами из Восточной Азии, несущими незначительный процент денисовских генов, что уменьшило долю денисовской ДНК в геномах негритосов. Однако отдельные группы аборигенов, практически не вступавшие в контакт с мигрантами, сохранили высокий процент генов от своих предков-денисовцев. К таким группам относились и айта магбукон.

«Если мы продолжим секвенировать геномы, мы сможем лучше отвечать на множество вопросов: в частности, как унаследованные древние участки генома влияют на нашу биологию и как они способствовали нашей адаптации как вида», — говорит первый автор работы Максимилиан Ларена, сотрудник Уппсальского университета.

M. Larena, et al. Philippine Ayta possess the highest level of Denisovan ancestry in the world. Current Biology, published 12 Aug. 2021; DOI: 10.1016/j.cub.2021.07.022