Депрессивное расстройство сопровождается деформацией клеток крови

У лиц с депрессивными расстройствами чаще встречаются деформированные клетки крови, как показали немецкие ученые. Большое депрессивное расстройство ассоциировано с повышенной деформацией эритроцитов, дистимическое расстройство — с деформацией моноцитов, нейтрофилов и гранулоцитов.

Цитометрия деформации в реальном времени и последующая классификация клеток крови

Пресс-релиз | Andreas Walther | CC BY-NC 4.0

Расстройства депрессивного спектра — одни из самых распространенных заболеваний в настоящее время. При этом их диагностируют исключительно по комбинации симптомов, о конкретных физиологических изменениях, происходящих в организме больного, информации мало. Ученые из Германии показали, что депрессивные расстройства ассоциированы с повышенной деформацией клеток.

Авторы исследования проанализировали образцы крови от пациентов с диагнозами «большое депрессивное расстройство» (MDD) или «дистимическое расстройство» (persistent depressive disorder), а также, для контроля, от людей без этих диагнозов. Пациенты были также разделены на группы по продолжительности болезни — хронические больные (lifetime disorder) или диагностированные в течение последних 12 месяцев. Размер выборок составил 42 и 12 человек для MDD и 30 и 15 человек для дистимии, в контрольной группе было 64 человека

Отобранные у пациентов образцы крови анализировали на специальном приборе — образец пропускали через капилляр диаметром 20 нм; каждая проходящая через капилляр клетка фотографировалась высокоскоростной камерой, после чего анализировались размер и форма каждой клетки. Клетки классифицировали при помощи системы распознавания изображений на основе искусственного интеллекта.

Первичный анализ показал ассоциацию хронической дистимии с повышенным уровнем деформации моноцитов и нейтрофилов; недавно диагностированной дистимии — с деформацией эритроцитов; недавно диагностированного MDD с деформацией лимфоцитов. Ученые не обнаружили связи между расстройствами депрессивного спектра и размером клеток.

После статистической корректировки данных с учетом независимых факторов, таких как пол, возраст, сопутствующие заболевания и принимаемые препараты, а также поправки на множественную проверку гипотез, значимые корреляции остались между хроническим дистимическим расстройством и уровнем деформации моноцитов, нейтрофилов и гранулоцитов. Также наблюдалась частичная корреляция между недавно диагностированным MDD и деформацией эритроцитов.

Ученые считают, что полученные результаты свидетельствуют о существенных и постоянных физиологических изменениях в организме больных депрессивными расстройствами. Они надеются, что разработка препаратов, восстанавливающих повреждения клеток крови, поможет облегчить протекание заболеваний.

Walther, A., et al. Depressive disorders are associated with increased peripheral blood cell deformability: a cross-sectional case-control study (Mood-Morph) // Translational Psychiatry 12, 150 (2022), published April 08, 2022. DOI: 10.1038/s41398-022-01911-3