Детально охарактеризован Т-клеточный иммунный ответ на вакцину AstraZeneca

В рамках клинических исследований вакцины ChAdOx1 nCoV-19 (AZD1222) изучены активированные CD4 + и CD8 + Т-клетки в образцах крови от 296 человек в возрасте 18–85 лет. Вакцинация вызвала устойчивый и безопасный Т-клеточный ответ на S-белок SARS-CoV-2 во всех возрастных группах.

juangaertner | 123rf.com

Летом 2020 года были опубликованы результаты фазы 1-2 клинических исследований вакцины ChAdOx1 nCoV-19 (AZD1222) Оксфрдского университета и компании AstraZeneca. Авторов статьи критиковали за то, что не был детально исследован репертуар Т-клеток: были приведены только данные по «клеткам, продуцирующим интерферон-гамма». В новой статье, опубликованной в Science (препринт был ранее размещен на medRxiv) охарактеризованы CD4+ и CD8+ Т-клеточные ответы после первой и второй доз AZD1222 у здоровых взрослых от 18 до 85 лет, участвовавших в клинических исследованиях на территории Великобритании.

Т-клетки играют важную роль в ответе на тяжелые вирусные инфекции. Хорошо известно, что они могут взаимодействовать с антигенными эпитопами, которые не распознаются В-клетками, производящими антитела, в том числе с эпитопами внутриклеточных белков. Это обеспечивает более широкую защиту, от которой вирусу сложнее ускользнуть. Кроме того, Т-клетки поддерживают длительный иммунный ответ. У выздоровевших после атипичной пневмонии, вызванной SARS-CoV-1, Т-клетки памяти сохранялись 6-17 лет. А во время болезни удалению вируса из организма способствовали как цитотоксические Т-лимфоциты (CD8+ Т-клетки), так и Т-хелперы (CD4+ Т-клетки).

Аналогичным образом, для COVID-19 снижение количества CD8+ Т-клеток ассоциировано с тяжелым либо летальным заболеванием. CD4+ Т-клетки необходима для эффективных противовирусных ответов как CD8+ Т-лимфоцитов, так и В-клеток, производящих антитела. Важный аспект, который необходимо учитывать при разработке вакцин, — дифференцируются ли наивные CD4+ Т-клетки преимущественно по пути Т-хелперов 1 типа (Th1-клетки) или Т-хелперов 2 типа (Th2-клетки). Th1 выделяют интерферон-гамма, вызывают воспалительную реакцию и тем самым помогают цитотоксическим Т-лимфоцитам бороться с внутриклеточными вирусами. Th2-клетки способны подавить ответ Th1-типа, поскольку продуцируют противовоспалительный интерлейкин-10. Склонность к Th2 ответу может усугубить инфекцию, вызвать аллергическое воспаление дыхательных путей.

В новой работе исследованы образцы периферической крови 296 участников, получивших вакцину против коронавируса либо менингококковую вакцину (Ее решили использовать в контрольной группе, поскольку она может принести пользу участникам, предотвратив инфекцию Neisseria meningitidis, и в то же время облегчает ослепление, вызывая сходные побочные эффекты). Чтобы изучить Т-клеточный ответ in vitro, клетки стимулировали пулами пептидов S-белка коронавируса SARS-CoV-2. Для образцов 83 участников выполнили внутриклеточное окрашивание цитокинов (ICS), для 233 — секвенирование генов бета-цепей рецепторов Т-клеток (TCR), чтобы сравнить с известными последовательностями, распознающими белки SARS-CoV-2. (Образцы 20 человек исследовали обоими методами).

Полученные данные подтвердили, что у вакцинированных всех возрастов после двух доз вакцины развиваются сильные CD4+ Т-клеточные ответы типа 1 (Th1) и CD8+ Т-клеточные ответы на S-белок коронавируса (секреция интерферона-гамма и интерлейкина 2 возрастала сильнее по сравнению с другими цитокинами). Ответы Th2 после вакцинации не были обнаружены.

Более того, Th1 и CD8+ Т-клетки показали высокую степень полифункциональности во всех возрастных группах, то есть значительное число клеток секретировало не один цитокин, а два или три (фактор некроза опухоли, интерлейкин 2, интерферон гамма). В то время как общее количество Т-клеток, реагирующих на S-белок, не возрастало после второй дозы вакцины, доля полифункциональных клеток проявляла тенденцию к увеличению, что, очевидно, повышает качество защиты.

Секвенирование Т-клеточных рецепторов показало, что широта и глубина CD4+ и CD8+ Т-клеточного ответа на различные эпитопы S-белка достаточно велики и нарастают с течением времени после первой дозы. Увеличение широты охвата эпитопов — важный защитный механизм против новых штаммов.

Таким образом, проведен всесторонний анализ Т-клеточного ответа на вакцину у взрослого населения Великобритании. Ограничением исследования авторы называют относительно невысокое этническое разнообразие участников, которое могло привести к недооценке клонального разнообразия Т-клеток.

Опыт вакцинации против других инфекционных заболеваний, например гриппа, свидетельствуют о том, что у пожилых людей Т-клеточный ответ может быть более надежным коррелятом защиты, чем уровень антител. Т-клеточные механизмы иммунного ответа, активированные вакциной AZD1222, могут обеспечить критическую защиту от тяжелого заболевания для всех возрастных групп.

Статья о гуморальном ответе на вакцину AZD1222 недавно опубликована в журнале Nature Medicine. (Подробнее на PCR.NEWS.)

Phillip Swanson 2nd, et al. AZD1222/ChAdOx1 nCoV-19 vaccination induces a polyfunctional spike protein-specific Th1 response with a diverse TCR repertoire. // Science Translational Medicine.30 Sep 2021 DOI: 10.1126/scitranslmed.abj7211