ДНК вируса гепатита B обнаруживается в ногтях и волосах

Ученые из Японии и Монголии исследовали образцы ногтей и волос пациентов, инфицированных вирусом гепатита B. В большинстве образцов обнаруживается ДНК и поверхностный антиген вируса гепатита В. В ногтях копий ДНК было больше. Однако опыты на химерных мышах показали, что ногти — не инфекционный материал.

Вирусом гепатита B (HBV) можно заразиться через кровь инфицированного человека. Заразны также слюна, сперма и слезы. Проникновение в клетку вирусу обеспечивает взаимодействие с рецептором NTCP, экспрессируемым в основном на гепатоцитах. Многие другие ткани зараженных также положительны на поверхностный антиген вируса гепатита В (HBsAg) или на вирусную ДНК. Ученые из Японии и Монголии выяснили, являются ли волосы и ногти инфицированного человека резервуаром вируса гепатита B.

У 71 пациента с хроническим гепатитом, вызванным HBV, собрали 70 образцов ногтей и 60 образцов волос, положительных на ДНК β-актина (внутренний контроль). Вирусная ДНК была выявлена с помощью RT PCR в 65 образцах ногтей и 49 образцах волос. В ногтях копий ДНК было больше. У здоровых контролей вирусной ДНК выявлено не было.

Чаще всего HBV ДНК обнаруживалась у людей с высокой вирусной нагрузкой, однако уровень вирусной ДНК в плазме не коррелировал с уровнями HBV ДНК в ногтях и волосах. Авторы предположили, что в ногтях и волосах находится максимально возможное количество вирусной ДНК.

HBV ДНК и HBsAg были интегрированы в ткань ногтя, однако их удалось элюировать с помощью PBS. Это говорит о том, что ткань ногтя хрупче, чем ожидалось.

Из 64 доступных образцов ногтей 38 (59%) были положительными на HBsAg. Однако наличие или отсутствие HBsAg в ногтях не коррелировало с уровнем HBV ДНК.

Из 71 пациента двое получили антивирусную терапию тенофовиром и энтекавиром в рассматриваемый период. HBV ДНК в ногтях обнаруживалось в течение месяцев после того, как она исчезла из плазмы.

После этого авторы также изучили образцы 15 пациентов, инфицированных вирусами гепатита B и D (HBV/HDV). HBV ДНК и HDV РНК в ногтях обнаружили у двоих (13%) и троих (20%) из 15 пациентов. HBV DNA в волосах не была обнаружена ни у одного пациента.

Ногти пациентов инкубировал в PBS семь дней, после чего раствор фильтровали и вводили химерным мышам. PBS был положительным на HBV ДНК и HBsAg, однако ни одна мышь не заразилась. Таким образом, несмотря на наличие HBV ДНК и HBsAg, ногти — не инфекционный материал.

Haruki Komatsu, et al. Signature of chronic hepatitis B virus infection in nails and hair // BMC Infectious Diseases 22, 431 (2022), published May 04, 2022, DOI: 10.1186/s12879-022-07400-8