Доказана иммуногенность рака яичников

Существующая иммунотерапия неэффективна при раке яичников. Анализ опухоль-инфильтрирующих T-лимфоцитов выявил относительно небольшую популяцию клеток, активных против этого вида рака. Иммуногенность опухоли говорит о том, что разработать стратегию терапии против этого вида рака в принципе возможно.

drmicrobe | 123rf.com

Рак яичников сложно диагностировать, поэтому его часто выявляют на поздней стадии. Лечение заболевания включает в себя хирургическое вмешательство и химиотерапию. Иммунотерапия, в частности, ингибирование контрольных точек иммунитета, считается недостаточно эффективной для борьбы с этим видом рака. Это ставит под вопрос его иммуногенность. Специалисты из Онкологического центра Ли Моффитта (США) изучили природу лимфоцитов, проявляющих противоопухолевую активность, используя клеточные линии, образцы тканей и мышиные модели рака яичников.

Контрольные точки иммунитета — это молекулы, которые не позволяют T-клеткам атаковать нормальные ткани организма. Клетки опухоли используют такие молекулы, чтобы избежать T-клеточной атаки. Ингибирование контрольных точек — один из подходов к терапии рака, позволяющий активировать противоопухолевый T-клеточный ответ.

Ученые выяснили, что в иммунных реакциях против опухоли участвуют резидентные Т-клетки памяти (TRM — Tissue-Resident Memory T cells). Было показано, что TRM образуются из опухоль-инфильтрирующих CD8+ T-лимфоцитов (TIL), которые выходят из крови в ткань. После этого лишь малая часть TIL (13%) идет по пути дифференцировки в стволовые Т-клетки памяти (TRMstem), которые дают начало эффекторным клеткам, уничтожающим опухоль. Клетки этой популяции истощаются и становятся неактивными, но восполняются из TRMstem. Возможно, стимуляция Т-клеток при иммунотерапии не дает результата в случае рака яичников, так как реактивных клеток в опухоли относительно мало.

Авторы работы также зафиксировали трогоцитарную активность среди Т-лимфоцитов. При трогоцитозе клетка-реципиент «откусывает» фрагмент клетки-донора. Таким образом реципиент может получить от донора поверхностные молекулы. В исследовании Т-лимфоциты захватывали и поглощали часть опухолевой клетки, а затем экспрессировали на своей мембране опухолевые антигены. Данное явление подтверждает чувствительность иммунных клеток к опухоли и в перспективе может использоваться для персонализированной иммунотерапии.

Таким образом, ученые доказали иммуногенность рака яичников и предложили модель дифференцировки T-лимфоцитов. Они сделали вывод, что несмотря на устойчивость опухоли к существующей иммунотерапии, потенциально возможна разработка новых иммунотерапевтических стратегий против этого вида рака.

Anadon CM, et al. Ovarian cancer immunogenicity is governed by a narrow subset of progenitor tissue-resident memory T cells. // Cancer Cell. 2022 Apr 12; DOI: 10.1016/j.ccell.2022.03.008