Донор с мозаицизмом спермы передал 23 детям онкогенную мутацию в TP53

На конференции Европейского общества генетики человека прозвучал доклад об ужасающем случае — от донора с не выявленным вовремя мозаицизмом спермы родилось не менее 23 детей с вероятно патогенным вариантом в гене TP53. У десяти из них уже развились онкозаболевания, ассоциированные с этой мутацией, а всего у этого человека не менее 67 биологических детей. Докладчица убеждена, что одной из причин этого случая стали пробелы в правовом регулировании, из-за которых использовать гаметы одного донора могут до 75 семей в разных странах.

Credit:
123rf.com

Проблемы регулирования донорства гамет на европейском и международном уровне затронули в докладе на ежегодной конференции Европейского общества генетики человека. Поводом стал случай рождения детей, которые из-за мозаицизма донорской спермы оказались носителями вероятно патогенного варианта в онкосупрессорном гене TP53. От этого донора было зачато не менее 67 детей, а вариант встречался в, по оценкам, от 10 до 19% его сперматозоидов.

В конце 2023 года к доктору Эдвиге Каспер (Университетский Госпиталь в Руане, Франция) обратился врач, который сообщил, что один из его пациентов получил письмо из частного банка спермы с уведомлением о выявлении мозаичного варианта неизвестной значимости в гене TP53 в части гамет донора. Также в письме сообщалось, что сам донор здоров, но его биологические дети могут страдать от синдрома Ли-Фраумени — редкой наследственной предрасположенности к раку.

Обнаруженный в TP53 вариант приводит к замене фенилаланина в 109 позиции на изолейцин (Phe109Ile). На момент сдачи спермы в 2008 году не было известно о его связи TP53 с онкологией; он также не обнаруживался при стандартном обследовании для доноров. Однако предыдущие функциональные анализы на дрожжах и клеточных линиях человека показали, что этот вариант меняет активность онкосупрессора p53. Из-за этого, а также по нескольким другим критериям ACMG в 2024 году он был классифицирован как вероятно патогенный.

К настоящему моменту носителями генетического материала этого донора стали минимум 67 детей. Выявленный вариант был обнаружен у 23 из них, причем десяти уже диагностировали рак, в том числе опухоли головного мозга, рабдомиосаркому, лейкемию и неходжкинскую лимфому. Точное количество биологических детей донора, впрочем, неизвестно — Европейский банк спермы заявил, что согласно внутренней политике организации, эти данные раскрывать не будут. И хотя в заявлении говорится также, что все соответствующие клиники были оповещены, доктор Каспер по-прежнему сомневается в таком подходе: «Точно ли их 67? Это серьезный вопрос, который я задала банку спермы. Они не хотели сообщать мне общее число детей, рожденных от этого донора». По ее словам, разные европейские страны ограничивают количество рождений от одного донора: число варьирует от 10 до 15. Но одна и та же сперма все еще может использоваться в разных странах, что увеличивает потенциальное количество детей от одного донора. Европейским банком спермы установлен лимит в 75 семей, которые могут получить гаметы от конкретного человека.

Сообщается, что любое использование гамет донора окончательно прекращено. Все дети, которым передалась мутация, находятся под тщательным наблюдением, направленным на выявление онкозаболеваний различными методами. Появление такого количества детей в группе риска можно было бы предотвратить при более строгом ограничении числа семей, которые могут получать гаметы от одного и того же донора. «В основе проблемы, по-видимому, лежит регулирование или, вернее, отсутствие регулирования количества рождений от одного донора», — замечает доктор Каспер. Кроме того, Каспер убеждена, что всех детей, рожденных от этого донора, следует направить на генетическое консультирование.


Источники

Европейское общество генетики человека (ESHG) | пресс-релиз
EurekAlert | пресс-релиз

Цитаты по пресс-релизам

Добавить в избранное