Древняя ДНК прояснила историю средневековых евреев

Международная группа ученых исследовала образцы ДНК ашкеназских евреев из Эрфурта (Германия), похороненных на местном кладбище не позднее XIV века. Оказалось, что еврейская община средневекового Эрфурта была генетически более разнообразной, чем современные ашкеназы. Тем не менее признаки происхождения от немногочисленной популяции хорошо заметны.

При переделке зернохранилища XV века в гараж под зданием были обнаружены могилы еврейского кладбища. Останки людей перезахоронили на еврейском кладбище XIX века, а над местами раскопок установили защитную конструкцию (на переднем плане).

Shai Carmi, The Hebrew University of Jerusalem | Пресс-релиз

Евреи ашкеназы как этнорелигиозная группа возникли в Рейнской области в X веке. Численность современных ашкеназов — около 10 миллионов. Значительное количество патогенных вариантов, характерных для этой этнической группы и редких в других популяциях, как и тот факт, что 40% ашкеназов являются носителями всего четырех линий мтДНК, говорит об «эффекте основателя» в начале их истории. Это подтверждает и исследование длинных участков, идентичных по происхождению (identical-by-descent, IBD): такие участки присутствуют в геномах неродственных ашкеназов. Согласно результатам моделирования, эффективный размер популяции позднего Средневековья, от которой происходят современные ашкеназы, исчислялся сотнями человек.

Происхождение ранних ашкеназских евреев и вклад в их генфонд населения других регионов активно исследуются. Открытыми остаются вопросы о локализации события-основателя во времени и пространстве. Возможно, новое исследование поможет на них ответить. В Эрфурте при реконструкции старого здания были обнаружены могилы еврейского кладбища. Захоронения относились к XIV веку, когда еврейская община Эрфурта снова стала многочисленной после погромов 1349 года. Останки были перезахоронены, при этом исследователи с разрешения еврейской общины Тюрингии смогли получить зубы для экстракции ДНК. Статья в Cell представляет анализ полногеномных данных 33 индивидов, похороненных на этом кладбище. В большинстве случаев еврейский закон запрещает беспокоить мертвых, поэтому такие данные очень ценны.

На месте раскопок исследователи собрали 38 зубов, из которых извлекли ДНК 33 человек. Credit: David Reich ancient DNA laboratory | Harvard Medical School | Пресс-релиз

Возраст индивидов на момент смерти составлял от 5 до 60 лет, 14 человек были младше 20. Авторы идентифицировали несколько семейных групп (мать, сын и дочь, отец и дочь), а также людей, связанных более отдаленным родством.

Эрфуртские евреи оказались генетически более гетерогенными, чем современные ашкеназы. Анализ методом главных компонент (PCA) выделил среди них две подгруппы: одна более родственна популяциям Ближнего Востока, другая ближе к европейским популяциям. Среди современных ашкеназов такого четкого разделения нет. «Сегодня, если вы сравните евреев-ашкеназов из США и Израиля, они очень похожи генетически, почти как одна и та же популяция, независимо от того, где они живут», — говорит соруководитель исследования Шай Карми (Еврейский университет, Иерусалим). Оказалось, что западноевропейские популяции современных ашкеназов похожи на «ближневосточную» эрфуртскую группу, тогда как современные восточноевропейские популяции занимают промежуточное положение между двумя группами. «Ближневосточная» группа по данным РСА перекрывается с современными турецкими евреями-сефардами.

Генетические данные подтвердили, что небольшая популяция, от которой происходят все современные ашкеназы, жила ранее XIV века. Свидетельства прохождения через «бутылочное горлышко» касались в первую очередь митохондриальной ДНК, наследуемой по материнской линии. Треть исследованных индивидов имела гаплогруппу K1a1b1a, который почти отсутствует у лиц нееврейского происхождения и встречается у 20% современных ашкеназов. Все 11 носителей этой гаплогруппы имели идентичные последовательности, за исключением одного полиморфизма.

Также авторы обнаружили в исследованных геномах протяженные участки высокой гомозиготности (ROH), что указывает на события инбридинга в родословной и (или) происхождение от немногочисленной популяции-основателя У «европейской» группы уровни ROH были значительно выше, чем у большинства других людей того же исторического периода. По крайней мере восемь человек из Эрфурта имели генные варианты, ассоциированные с болезнями и распространенные у современных евреев-ашкеназов, но редко встречающиеся в других популяциях.

Многие вопросы все еще остаются без ответа, например, в результате каких исторических событий средневековые еврейские общины приобрели генетическую гетерогенность, как средневековые ашкеназы связаны с сефардами, а современные евреи — с населением древней Иудеи. Авторы считают, что их работа помогла установить этические основы для анализа древней ДНК евреев, и, возможно, это облегчит дальнейшие исследования.

Люди из средневекового захоронения в Норидже оказались евреями