Дрожжи, продуцирующие антитела, избавили мышей от клостридий

Ученые из Университета Мэриленда (США) получили стабильный штамм дрожжей Saccharomyces boulardii, который продуцирует нейтрализующие антитела против двух токсинов бактерии Clostridioides difficile. Прием этих дрожжей не только позволяет инфицированным мышам избавиться от клостридий, но и обеспечивает защиту от рекуррентной инфекции.

Gaetan Stoffel |123rf.com

Клостридия Clostridioides difficile — доминирующий возбудитель внутрибольничных инфекций в индустриальных странах, а симптомы вызываемой ей инфекции варьируют от умеренной диареи до колитов, которые могут привести к смертельному исходу. Стандартная терапия антибиотиками приводит к возникновению рекуррентных инфекций с высокой смертностью. Американские исследователи на страницах Science Translational Medicine предложили принципиально новый подход к терапии инфекции, вызванной Clostridioides difficile. Они создали штамм дрожжей Saccharomyces boulardii, продуцирующий нейтрализующие антитела к клостридиальным токсинам TcdA и TcdB, и показали эффективность приема этих дрожжей в качестве пробиотика на мышиной модели клостридиальной инфекции.

Авторы работы создали генетическую кассету, кодирующую четыре вариабельных домена антител из тяжелых цепей, два из которых нейтрализуют TcdA, а другие два — TcdB. Кассета была помещена в экспрессионный вектор так, чтобы прилегающий к ней сигнал секреции дрожжевого фактора спаривания α обеспечивал постоянную секрецию нейтрализующих антител дрожжевыми клетками. Чтобы обеспечить отбор успешно трансфецированных клеток, исследователи вводили вектор в клетки штамма, ауксотрофного по урацилу, при этом экспрессионный вектор кодировал гены, необходимые для биосинтеза урацила.

Полученные дрожжи, продуцирующие нейтрализующие антитела, были в качестве пробиотика перорально введены мышам, инфицированными Clostridioides difficile. Прием дрожжей снизил смертность у первично инфицированных мышей, уменьшил проявления диареи, воспаления, повреждения тканей и помог начать набирать вес в отсутствие побочных эффектов. Дрожжи оказались эффективны и при лечении рекуррентной клостридиальной инфекции, а также зарекомендовали себя хорошим средством для профилактики.

Авторы исследования отмечают многочисленные преимущества нового подхода к лечению клостридиальной инфекции с помощью дрожжей, продуцирующих нейтрализующие антитела. Сами дрожжи Saccharomyces boulardii FDA классифицирует как полностью безопасный для человека микроорганизм. Поскольку дрожжи нечувствительны к антибиотикам, применяемым против бактерий, прием дрожжей в качестве пробиотика можно проводить параллельно со стандартной терапией антибиотиками. Наконец, терапия дрожжами не приводит к появлению резистентных бактерий и обеспечивает защиту от повторных инфекций.

Kevin Chen, et al. // A probiotic yeast-based immunotherapy against Clostridioides difficile infection // Science Translational Medicine, 2020, Vol. 12, Issue 567, eaax4905; DOI: 10.1126/scitranslmed.aax4905