Эффективность терапии псориаза предскажет новый биоинформатический показатель

Ученые проанализировали экспрессию генов, ассоциированных с изменениями псориатической микросреды в процессе лечения, и разработали показатель, позволяющий предсказать эффективность лечения псориаза за восемь недель до появления очевидных клинических улучшений.

Antonio Nardelli | 123rf.com

Псориаз — это аутоиммунное заболевание кожи, при котором нарушены функции и врожденного, и приобретенного иммунитета. В его развитии играют роль фактор некроза опухоли, интерлейкины 12, 23 и 17, Т-хелперы типа 1 и 17, формирующие псориатическую микросреду (psoriatic microenvironment, PME). Ученые из Китая и США разработали способ прогнозирования эффективности системной терапии псориаза, основанный на изменениях РМЕ, и рассказали о нем в JAMA Dermatology.

Современные методы лечения псориаза направлены, прежде всего, на подавление активности провоспалительных цитокинов и Т-лимфоцитов. Их эффективность определяется путем вычисления индекса PASI (Psoriasis Area and Severity Index), который учитывает распространенность псориатических элементов, выраженность эритемы, инфильтрации и шелушения. Критерием эффективности лечения считается снижение индекса PASI на 75%.

Однако не всегда можно заранее определить, какой именно препарат поможет конкретному пациенту. Более того, до выраженного клинического эффекта могут пройти недели и даже месяцы. Системную терапию обычно рекомендуют при тяжелом и очень тяжелом течении псориаза, поэтому очень важно понять как можно раньше, насколько эффективной она будет.

В новой работе ученые предложили метод прогнозирования эффективности терапии псориаза по изменению экспрессии генов, ответственных за молекулы PME. Они разработали биоинформатический показатель для оценки PME — PME score (дословно — очки РМЕ).

Ученые работали с публично доступными данными о 1 145 образцах кожи, проанализированных в ходе 12 ретроспективных исследований псориаза. Образцы были разделены на четыре группы: пораженные участки кожи при псориазе, кожа без поражений при псориазе, псориаз во время лечения и здоровый контроль. Ученые обработали данные об экспрессии мРНК в образцах с помощью алгоритма CIBERSORT. Они определили, что инфильтрационные паттерны, различные для здоровой и пораженной псориазом кожи, формируются 22 подтипами иммунных клеток, и выделили сигнатуру из 33 генов, ассоциированных с этими паттернами, а значит, и с PME. На основе этой PME-сигнатуры авторы выявили два основных иммунных фенотипа (псориатический и соответствующий здоровой коже) и сформировали показатель PME score. Каждому образцу было присвоено определенное количество очков PME. Высокое значение PME score соответствовало хорошему ответу на лечение, низкое — слабому ответу. Ученые обнаружили, что в группе образцов, полученных во время лечения псориаза, иммунный фенотип в 45% случаев оставался псориатическим, а в 55% случаев соответствовал здоровой коже, при этом максимальная разница между высоким и низким показателями в этой группе достигалась через четыре недели после начала лечения.

Ученые сопоставили величины PME score через четыре недели после начала применения того или иного препарата и клинические результаты лечения и обнаружили, что новый показатель предсказывает улучшения на 8–12 недель раньше, чем снижается индекс PASI. Таким образом, PME score можно считать биометрическим показателем, предсказывающим эффективность системной терапии псориаза на ранних стадиях лечения.

Wang G, et al. // Association of the Psoriatic Microenvironment With Treatment Response. // JAMA Dermatology. Published online September 02, 2020; DOI: 10.1001/jamadermatol.2020.2118