Фактор активации В-клеток повышает эффективность вакцины против бешенства

Американские ученые предложили способ повысить эффективность вакцины против бешенства: к вирусным частицам добавили поверхностный белок BAFF, активирующий наивные В-клетки в лимфатических узлах. Новый подход позволит снизить стоимость и упростить процедуру вакцинации.

nobeastsofierce | Shutterstock.com

Более двух третей человеческой популяции живет в районах с большим риском заражения бешенством. Существующие схемы вакцинации сложны и имеют высокую стоимость. Авторы статьи, опубликованной в PLOS Neglected Tropical Diseases, предложили способ модификации традиционной вакцины для более быстрого и эффективного формирования антител против вируса бешенства.

В предыдущих исследованиях этих же авторов было показано, что живые аттенуированные частицы вируса бешенства в составе вакцины мигрируют в лимфатические узлы и инфицируют непосредственно наивные В-лимфоциты. Поэтому в новой работе ученые решили использовать фактор активации В-клеток BAFF в качестве адъюванта. BAFF — это цитокин из суперсемейства факторов некроза опухоли, которые отвечают за взаимодействие врожденного и приобретенного иммунитета. BAFF передает сигналы через рецепторы В-клеток, усиливая индуцированный вакциной ответ. Кроме того, BAFF модулирует функции B-клеток, в том числе обеспечивает пролиферацию, дифференцировку и выживание В-клеток, продуцирующих антитела. Если инкорпорировать молекулу BAFF в вирусную мембрану, она привлечет конкретные клетки иммунной системы хозяина и ускорит образование антител к антигену — гликопротеину RABV G, также расположенному на поверхности вирусных частиц.

На первом этапе исследования ученые оптимизировали генетические конструкции для экспрессии химерного белка BAFF/RABV G, С-концевая часть которого содержит трансмембранный домен из RABV G для закрепления белка в мембране вируса. Затем получали вирусные частицы с нужным поверхностным вариантом BAFF/RABV G в клетках линии BSR, приспособленных для сборки вирусов бешенства.

Эксперименты ex vivo показали, что полученные частицы увеличивали экспрессию маркеров активации CD40, CD69 и MHCII в мышиных В-клетках, а также повышали выживаемость В-клеток по сравнению с вирусом без дополнительного сигнала BAFF. Далее были проведены успешные испытания новой вакцины на мышах: уже через 5 дней после вакцинации детектировались значительные количества антител IgM, специфичных к RABV G. При использовании вакцины без адъюванта те же концентрации антител достигались только через неделю. Концентрация антител была максимальной на 10-й день после иммунизации, при этом для формирования той же силы иммунного ответа вирусных частиц с BAFF требовалось в 100 раз меньше, чем частиц исходного вируса бешенства.

Новая вакцина должна пройти дополнительную проверку безопасности, однако полученные результаты открывают путь к повышению эффективности вакцин против бешенства для людей.

Plummer J.R., McGettigan J.P. // Incorporating B cell activating factor (BAFF) into the membrane of rabies virus (RABV) particles improves the speed and magnitude of vaccine-induced antibody responses. // PLOS Neglected Tropical Diseases, 2019; 13 (11): e0007800; DOI: 10.1371/journal.pntd.0007800