Генетические факторы риска болезни Альцгеймера ассоциированы с эпилепсией

Геномный метаанализ, проведенный учеными из Китая, показал связь между генетической предрасположенностью к болезни Альцгеймера и риском развития эпилепсии. Результаты подтвердили ассоциацию амилоидных патологий с генерализованными эпилепсиями, а также описали связь между генетическими факторами риска Альцгеймера и фокальной эпилепсией со склерозом гиппокампа.

Все больше исследований демонстрируют связь между болезнью Альцгеймера и различными формами эпилепсий. Однако большинство подобных работ имеют ретроспективный характер и их результаты подвержены влиянию множества факторов, не связанных непосредственно с исследуемыми заболеваниями. Причинно-следственная связь между развитием этих патологий также пока остается неясной. В новой работе ученые из Чжэцзянского университета (Китай) провели масштабный геномный метаанализ, проясняющий природу взаимосвязей между болезнью Альцгеймера и эпилепсией.

В исследование вошли геномные данные около 111 тысяч пациентов с болезнью Альцгеймера (AD), 15 тысяч пациентов с различными формами эпилепсии, а также 13 тысяч пациентов, для которых были доступны данные о биомаркерах AD — содержании β-амилоида 42 и тау-белка в спинномозговой жидкости.

Авторы опирались на результаты полногеномного поиска ассоциаций, полученные в нескольких работах по исследованию эпилепсии либо AD. В качестве метода анализа использовали менделевскую рандомизацию (MR) — статистический метод, специально разработанный для определения причинно-следственных связей между признаком и риском возникновения заболевания. При этом в качестве переменных используются генетические варианты, для которых уже установлено достоверное влияние на данный признак. Исследователи отмечают, что пока эта работа носит предварительный характер и объясняют этим особенности подхода: они не применяли поправку на множественные сравнения, а вместо этого дополнительно оценивали достоверность потенциально значимых результатов на отдельных датасетах.

Выяснилось, что генетическая предрасположенность к AD ассоциирована с повышенным риском фокальных эпилепсий со склерозом гиппокампа (OR = 1,013; P = 0,004). Примечательно, что исключение отдельных однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) из анализа не влияло на результат. Это свидетельствует о том, что причинно-следственная связь обусловлена не одним конкретным локусом, а имеет комплексную природу. Полученные результаты были также подтверждены на независимом наборе данных.

Исследование показало связь предрасположенности к AD с генерализированными эпилепсиями (OR = 1,053; P = 0,038). Проверка на независимом наборе данных выявила сходную тенденцию, но с меньшим уровнем значимости (OR = 1,039; P = 0,114).

Примечательны результаты анализа влияния эпилепсии на риск развития AD — у пациентов с фокальной эпилепсией со склерозом гиппокампа риск развития AD оказался выше почти вчетверо (OR = 3,994; P = 0,027). Однако, поскольку достоверно ассоциированных с фокальной эпилепсией SNP было всего два, анализ чувствительности в данном случае проведен не был. Воспроизвести полученный результат на независимом наборе данных также не удалось, поэтому к предположениям о риске AD, обусловленном фокальной эпилепсией, пока стоит относиться с осторожностью.

Наконец, авторы показали, что низкие уровни содержания β-амилоида 42 в спинно-мозговой жидкости связаны с повышенным риском развития генерализованных эпилепсий (P=0,010).

Полученные результаты позволяют предполагать, что болезнь Альцгеймера и амилоидные патологии могут быть причиной развития эпилепсии. Авторы отмечают необходимость дальнейших исследований и скрининга на предмет судорог у пациентов с болезнью Альцгеймера.

Риск болезни Альцгеймера повышен даже у отдаленных родственников больных