Генетический анализ улучшил диагностику редких заболеваний на Среднем Востоке

Распространенность редких заболеваний на Среднем Востоке относительно высока, однако их диагностика затруднена из-за плохой доступности генетических тестов. Новый геномный центр в Дубае протестировал 1 000 пациентов за 3,5 года. Генетический диагноз получили 325 человек, план лечения был изменен для 195 из них.

naumoid | 123rf.com

Согласно статистике, около 450 миллионов человек по всему миру могут иметь одно из приблизительно 7 000 редких заболеваний, известных на данный момент. Большинство редких заболеваний имеют генетическое происхождение, однако зачастую пациенты не могут получить сразу верный диагноз и надлежащее лечение. Доля редких моногенных заболеваний относительно высока в странах Среднего Востока, где распространены близкородственные браки. При этом генетическое тестирование в этом регионе недоступно из-за отсутствия специализированных центров.

Чтобы решить эту проблему, команда ученых и врачей из ОАЭ с коллегами из США открыли центр клинической геномики в одной из детских больниц в Дубае. На базе центра с апреля 2019 г. по ноябрь 2022 г. проходило исследование эффективности генетического тестирования для выявления редких заболеваний. Результаты исследования опубликованы в Genome Medicine.

В нем приняли участие 1 000 пациентов из 47 стран. Большинство из них были жителями Аравийского полуострова (65%). Кроме того, были представлены индивиды из Леванта, Африки, Азии и других регионов. Средний возраст участников составил 4,6 года. Тестирование проводилось с помощью полноэкзомного секвенирования, анализа хромосом на микрочипах, а также таргетного тестирования с помощью цифровой капельной ПЦР (для пациентов из групп риска спинальной мышечной атрофии и синдрома ломкой X-хромосомы) и MS-MLPA (для пациентов с риском синдромов Ангельмана, Прадера — Вилли, Рассела — Сильвера и Беквита — Видемана).

Полноэкзомное секвенирование было проведено для 556 пациентов, анализ хромосом на микрочипах — для 326 пациентов, таргетное тестирование — для 291; 154 пациента прошли более одного тестирования. Генетический диагноз получили 325 пациентов; 70% из них были младше 5 лет. Авторы подчеркивают, что наибольшей диагностической силой обладало полноэкзомное секвенирование.

В исследовании было обнаружено 221 редкое заболевание, связанное с изменениями в 180 уникальных генах/локусах и 41 геномном интервале (по результатам хромосомного анализа на микрочипах). В случае моногенных заболеваний 62% приходились на аутосомно-рецессивные состояния. Из 154 пациентов, направленных на диагностику СМА, молекулярное подтверждение получил 51 человек.

Одной из главных задач исследования было улучшение качества ведения пациентов с редкими заболеваниями. После получения генетического диагноза для 195 из 325 пациентов были изменены стратегии лечения, причем чаще всего такими пациентами оказывались дети от 0 до 2 лет. Всем участникам с СМА была назначена генетическая терапия, а именно «Золгенсма».

Один из пациентов, 20-летний мужчина с рекуррентными инфекциями, в рамках исследования получил диагноз после пятнадцати лет госпитализаций и симптоматического лечения. Полноэкзомное секвенирование показало, что у мужчины синдром комбинированного иммунодефицита, связанный с патогенным вариантом гена DOCK8. В настоящее время терапии для этого состояния не существует. После диагностики пациента передали в Национальные институты здравоохранения США. Там он прошел дополнительное обследование и пересадку гемопоэтических стволовых клеток от здорового сиблинга. После этого состояние мужчины улучшилось.

Авторы заключают, что геномные исследования должны стать частью стандартного плана ведения пациентов с редкими заболеваниями.

Maha El Naofal, et al. The genomic landscape of rare disorders in the Middle East. // Genome Medicine volume 15, Article number: 5 (2023); DOI: 10.1186/s13073-023-01157-8