Гепатоциты направляют формирование преметастатической ниши в печени

Обнаружен сигнальный путь, ответственный за образование вторичных опухолей в печени.

Метастазы в печени
Изображение:
D. Kucharski K. Kucharska | Shutterstock.com

Метастазы появляются на поздних стадиях рака и резко уменьшают шансы на выздоровление, поэтому ведется активный поиск механизмов распространения злокачественных опухолей в организме. Чаще всего метастазы образуются в печени. Команда исследователей, координируемая Грегори Л. Битти из Пенсильванского университета, обнаружила сигнальный путь, запускающий образование преметастатических ниш в этом органе.

Из предыдущих работ было известно, что преметастатическая ниша — микроокружение, благоприятное для посева раковой клетки в новой зоне, — дистанционно подготавливается сигнальными молекулами из первичной опухоли. Процесс формирования таких ниш в печени включает аккумуляцию миелоидных клеток и фиброзные изменения органа. Однако механизм их формирования до сих пор был неизвестен.

«Наши исследования показывают, что гепатоциты являются основными организаторами этого процесса», — говорит Грегори Л. Битти.

Для изучения молекулярного механизма исследователи использовали линию мышей с протоковой аденокарциномой поджелудочной железы. У опытной группы мышей в 80–90% гепатоцитов был обнаружен фосфорилированный (активный) белок STAT3, в то время как у контрольной группы таких клеток было менее 2%. STAT3 — это транскрипционный фактор, который, в свою очередь, усиливает экспрессию белков SAA (serum amyloid A1 и A2, белки сывороточного амилоида). Продукция SAA обычно резко повышена при воспалениях, и, собственно, он стимулирует привлечение миелоидных клеток в печень.

Активация STAT3 и последующий синтез SAA, в свою очередь, контролируются интерлейкином 6 (IL-6), который выделяют «здоровые» клетки организма из первичной опухоли. Таким образом, весь сигнальный путь для подготовки преметастатической ниши таков: IL-6–STAT3–SAA.

Для окончательного подтверждения гипотезы о его роли ученые исследовали активность STAT3 у мышей с нокаутированным геном IL-6 или заблокированным рецептором IL-6. В обоих случаях снизилась активность STAT3 в гепатоцитах, уменьшилась экспрессия SAA и сократилось количество метастазов в печени.

Авторы исследования предполагают, что описанный сигнальный путь может быть мишенью для препаратов против метастазов в печени.

Jae W. Lee et al. // Hepatocytes direct the formation of a pro-metastatic niche in the liver // Nature, 2019, DOI: 10.1038/s41586-019-1004-y