Гомосексуальность невозможно определить по генетическим маркерам

Крупнейший в истории генетики человека полногеномный поиск ассоциаций с сексуальной ориентацией показал, что люди, у которых был хотя бы один партнер того же пола, с большей вероятностью имеют один или несколько определенных ДНК-маркеров. Однако даже все подобные маркеры, взятые вместе, не позволяют предсказать, является ли человек геем, бисексуалом или натуралом. На сексуальное поведение влияют сотни или тысячи генов, каждый из которых производит незначительный эффект.

nito | Shutterstock.com

Статья, опубликованная сегодня в Science, привлекла много внимания, однако никаких неожиданных результатов она не содержит. Авторы исследования под руководством Андреа Ганны (Институт Брода, Каролинский институт, Массачусетская больница общего профиля — его аффилиации на момент выполнения работы, сейчас он руководитель группы EMBL в Институте молекулярной медицины, Финляндия) уже представляли свои данные в октябре 2018 года на ежегодной встрече Американского общества генетики человека.

Авторы подчеркивают, что не существует «гена гомосексуальности», генетические данные нельзя использовать для каких-либо выводов об ориентации человека. Тем не менее эта работа доказывает наличие связи между определенными генетическими маркерами и гомосексуальностью. Эти связи исследуются уже четверть века, с 1990-х годов. В частности, были получены данные, указывающие на то, что искомый участок может находиться в Х-хромосоме. Однако в последние годы, с приходом в генетику человека больших данных, масштаб исследований стал иным.

Для поисков генетических маркеров сексуального поведения использовали данные проекта UK Biobank, в котором приняло участие около полумиллиона британских граждан. Международная команда под руководством генетика Бенджамина Нила из Института Брода изучила последовательности ДНК и анкеты о сексуальном поведении почти 409 000 участников UK Biobank и около 69 000 клиентов компании 23andMe, предоставляющей услуги по генетическому тестированию. Все участники исследования были европейского происхождения.

В полногеномном поиске ассоциаций (GWAS) выявляют корреляции между той или иной характеристикой участников (в данном случае сексуальной ориентацией) и однонуклеотидными полиморфизмами (SNP) в их геномах. Исследователям удалось выявить пять SNP, которые чаще встречались у тех, что ответил «да» на вопрос о хотя бы одной сексуальной связи с человеком своего пола. (Как отмечают авторы во вступлении к статье, такой ответ дают 2–10% людей на Земле.)

Два из этих SNP (в хромосомах 12 и 7) были общими для мужчин и женщин, еще два (хромосомы 15 и 11) были характерны для мужчин, и один (хромосома 4) был обнаружен только у женщин. Примечательно, что один из мужских маркеров был расположен недалеко от генов, ассоциированных с облысением (иными словами, с гормональным статусом), а другой в области, богатой генами, которые связаны с восприятием запаха.

Исследователи объединили вклады всех обнаруженных вариантов, и, согласно оценкам, проведенным методом наследуемости SNP (сравнение генотипического и фенотипического сходства неродственных лиц), суммарный вклад генетики в проявление негетеросексуального поведения в популяции составляет 8-25%. (Даже верхняя оценка ниже, чем некоторые более ранние, встречающиеся в литературе.) Остальное объясняется влиянием окружающей среды, от воздействия гормонов в утробе матери до социальных влияний в дальнейшей жизни. Таким образом, можно сказать, что никакого «гена гомосексуальности» не существует. Кстати, в этом исследовании не было выявлено связи изучаемого признака с вариациями в Х-хромосоме.

Межполовое различие генетических вкладов в гомосексуальное поведение называют одним из самых интригующих открытий команды. Интересно, что вклад генетики у мужчин несколько выше, чем у женщин.

Как сообщали авторы работы в прошлом году, люди с теми же SNP, для которых была найдена ассоциация с гомосексуальным поведением, были более открыты для нового опыта, более склонны к употреблению марихуаны, имели более высокий риск развития депрессии. Впрочем, не вполне ясно, каков тут вклад социальных факторов, таких как неодобрительное отношение общества.

Критики работы отмечают, что в исследовании перепредставлены европейцы старшего возраста с высоким доходом. Кроме того, на результаты могла повлиять форма анкетирования. Негетеросексуальными считали людей, имевших хотя бы одну связь с человеком своего пола, между тем однократная связь может говорить о склонности к рисковому поведению, поиску новых впечатлений, а не об истинной сексуальной ориентации. Впрочем, авторы исследования выполнили дополнительный GWAS с учетом ответов о доле партнеров того же пола к общему количеству партнеров (для участников из UK Biobank) или о предпочитаемом поле партнера (23andMe), и это исследование не показало четкой связи между генетическими факторами и возрастанием доли партнеров своего пола.

Andrea Ganna, et al. // Large-scale GWAS reveals insights into the genetic architecture of same-sex sexual behavior // Science  30 Aug 2019: Vol. 365, Issue 6456, eaat7693; DOI: 10.1126/science.aat7693