Иммунитет к вирусу гриппа H1N1pdm09 защищает от вируса гриппа H3N2

Ученые из США проверили, может ли иммунитет к вирусу гриппа одного подтипа защитить от вируса гриппа другого подтипа. Хорьки, иммунные к вирусу H3N2, были восприимчивы к H1N1pdm09. При этом хорьки с иммунитетом к H1N1pdm09 не заражались вирусом H3N2. Механизм защиты пока неясен.

couperfield | 123rf.com

Первый контакт ребенка с вирусом гриппа влияет на его иммунную систему и на то, как он будет переносить грипп в будущем. Многое зависит от конкретного подтипа вируса. Во время сезонной эпидемии 2017–2018 гг. в США вирус гриппа H3N2 в основном поражал людей старшего поколения. С другой стороны, во время пандемии вируса H1N1 2009 года было больше инфицированных среди молодых людей в возрасте 5–24 лет. Ученые из США предположили, что ранее приобретенный иммунитет повлиял на чувствительность к вирусу гриппа, ведь люди разных поколений подвергались воздействию разных инфекций в детстве.

Это предположение проверили на хорьках, никогда не болевших гриппом. Ученые использовали штамм вируса гриппа H1N1pdm09 (A/CA/07/2009), который вызвал пандемию в 2009 году, и сезонный вирус H3N2 (A/Perth/16/2009), распространявшийся в то же время. Оба штамма относятся к вирусу гриппа типа А.

Схема первого эксперимента имитировала рабочую неделю: незараженные хорьки контактировали с зараженными в течение восьми часов пять «рабочих» дней в неделю, два полных «выходных» дня или полные семь дней. Оба подтипа вируса заразили практически всех неинфицированных хорьков, независимо от продолжительности контакта.

Затем, выждав 60–84 дня, чтобы стих первичный иммунный ответ, трех из шести хорьков с иммунитетом к вирусу H3N2 заразили вирусом H1N1pdm09. Таких хорьков называли донорами инфекции. Через 24 часа после вторичной инфекции этих хорьков помещали в клетку с тремя оставшимися хорьками — реципиентами — на два дня. Два из трех реципиентов заразились H1N1pdm09. Ученые сделали вывод, что иммунитет к H3N2 не мешает инфицированию H1N1pdm09.

В следующей серии опытов четырех из восьми хорьков с иммунитетом к H1N1pdm09 заразили H3N2, они стали донорами. Через 24 часа этих хорьков посадили на два дня в клетку с четырьмя реципиентами. Ни один из реципиентов не был восприимчив к вирусу гриппа H3N2. Авторы заключили, что иммунитет к H1N1pdm09 мешает передаче H3N2 по воздуху.

Исследование смывов из полости носа хорьков показало, что количество вирусной РНК при первичном и вторичном заражении было сопоставимым. Результаты экспериментов по заражению были продолжены исследованием антител. Сыворотка реципиентов, перенесших инфекцию H3N2, не имела антител, которые могли бы нейтрализовать H1N1pdm09, что было ожидаемо. Однако несмотря на то, что хорьки-реципиенты, перенесшие инфекцию H1N1pdm09, не заражались вирусом H3N2, антител к последнему у них не было. Механизм защиты от инфицирования вирусом H3N2 у таких хорьков требует дальнейшего изучения.

В заключительном эксперименте четырех неинфицированных хорьков заразили вирусом гриппа В (B/Brisbane/60/2008). Через 67 дней их использовали в качестве реципиентов в эксперименте по заражению вирусом H3N2. Три из четырех хорьков заразились H3N2, то есть иммунитет к вирусу гриппа В не препятствует заражению вирусом гриппа А.

Таким образом, ученые показали, что иммунитет к вирусным патогенам может влиять на распространение гетерологичных штаммов.

Le Sage V., et al. // Pre-existing heterosubtypic immunity provides a barrier to airborne transmission of influenza viruses. // PLOS Pathogens, published February 18, 2021; DOI: 10.1371/journal.ppat.1009273