Иммунный ответ плаценты может привести к осложнениям беременности при COVID-19

Ученые из Йельского университета (США) исследовали восприимчивость плаценты человека к SARS-CoV-2 в ходе беременности. Иммунная система в плаценте у инфицированных беременных женщин гораздо более активна, чем у неинфицированных. В то же время сам SARS-CoV-2 чрезвычайно редко идентифицируют в плаценте зараженных матерей.

Vadim Guzhva | 123rf.com

Для беременных женщины COVID-19 очень опасен, так как коронавирусная инфекция повышает вероятность преждевременных родов, преэклампсии и других патологий. До сих пор неизвестно, что именно приводит к негативным последствиям — проникновение вируса в плаценту или чрезмерная активация иммунной системы матери. Для ответа на этот вопрос ученые из Йельского университета (США) проанализировали гистологию плаценты, оценили экспрессию белков, которые способствуют заражению SARS-CoV-2, и изучили активность иммунной системы инфицированных коронавирусом беременных женщин.

Известно, что SARS-CoV-2 проникает в клетки человека с помощью рецептора АСЕ2 (ангиотензинпревращающего фермента 2), а также двух сериновых протеаз: фурина и трансмембранной протеазы TMPRSS2. Альтернативным рецептором для проникновения вируса в клетку может служить СTSL, рН-чувствительная эндосомная протеаза катепсин L. Предполагают, что SARS-CoV-2 может реплицироваться в трофобластах, цитотрофобластах, синцитиотрофобластах, клетках Гофбауэра или дедуциальных клетках плаценты.

Для оценки количества рецепторов ACE2 в клетках плаценты здоровых женщин провели иммуногистохимический анализ. Рецепторы были выявлены в клетках синцитиотрофобластов плаценты на ранних сроках беременности и практически не детектировались в последнем триместре. Это может свидетельствовать о наибольшей опасности заражения COVID-19 для женщин во время первого и второго триместров беременности. У инфицированных SARS-CoV-2 матерей детектировался высокий уровень ACE2 в том числе и на поздних сроках беременности. Также в их клетках было обнаружено небольшое количество TMPRSS2, при этом экспрессия ACE2 и TMPRSS2 происходила не одновременно.

Для определения наиболее чувствительных к инфицированию типов клеток плаценты ученые проводили исследование in vitro. Они заражали изолированные плацентарные клетки, полученные от здоровых матерей, а также клеточные линии BeWo и HTR8/SVneo клоном SARS-CoV-2, экспрессирующим флуоресцентный белок. Цитотрофобласты, стволовые клетки трофобласта и предшественники синцитиотрофобластов были наиболее подвержены инфицированию, в то время как в синцитиотрофобластах и клетках Гофбауэра не было обнаружено флуоресцентного сигнала. Несмотря на возможность инфицирования клеток in vitro, при анализе 15 плацент зараженных женщин с помощью количественной ОТ-ПЦР вирусная РНК была обнаружена только в двух образцах.

Исследователи секвенировали РНК ворсинок плаценты для изучения различий в экспрессии генов у пяти больных COVID-19 и трех здоровых беременных женщин. В образцах, полученных от больных матерей, была значительно активирована экспрессия гена HSPA1A, кодирующего белок теплового шока Hsp70, который способен вызывать заболевания сосудов плаценты и преэклампсию. Также по сравнению с контролем в клетках плаценты инфицированных матерей была повышена экспрессия генов, отвечающих за иммунный ответ и выработку интерферонов, цитотоксичных белков (GZMA, GZMB и GNLY) и факторов комплемента.

Авторы исследования пришли к выводу, что тяжелое протекание COVID-19 на поздних сроках беременности связано с активацией иммунной системы в плаценте, хотя вирус туда и не проникает.

Lu-Culligan A., et al. // Maternal respiratory SARS-CoV-2 infection in pregnancy is associated with robust inflammatory response at the maternal-fetal interface. // Med (2021), published online 22 April 2021, DOI:  10.1016/j.medj.2021.04.016