Иммунный ответ стимулирует рост злокачественной опухоли

Ранее считалось, что абнормальные белки на поверхности раковых клеток вызывают иммунный ответ, приводящий к уничтожению опухоли. В новой работе показано, что аутоантитела к таким белкам могут стимулировать рост новообразования.

David A. Litman | Shutterstock.com

При некоторых заболеваниях, например, при аутоиммунной болезни Грейвса, связывание аутоантител с клеточными рeцепторами вызывает в организме патологический процесс. Ученые из США и Кореи предположили, что похожие процессы могут происходить и при раке. Они выдвинули гипотезу, что аутоантитела, распознающие аберрантные рецепторы на поверхности опухолевой клетки, способны играть роль как антагонистов, так и агонистов: угнетать либо стимулировать рост опухоли.

Ученые провели скрининг аутоантител, при котором их влияние на опухолевые клетки оценивалось по изменению фенотипа. Клеточную линию рака молочной железы человека MDA-MB-231 трансфицировали лентивирусной библиотекой, кодирующей приблизительно 108 разных человеческих антител. Анализ показал, что один тип антител, который авторы обозначили как 641, связывается с тропомиозиновым тирозинкиназным рецептором B (TrkB). Мутации этого рецептора обнаружены в нескольких видах рака (меланома, рак легких, рак молочной железы и другие). Они ведут к абнормальной активации нескольких сигнальных путей, например PI3K/Akt, ERK, и PLCγ.

Ученые также обнаружили аутоантитела, связывающееся с TrkB, в крови пациентов с раком молочной железы. Иммунный ответ был поликлональным, и авторы предположили, что разные антитела к TrkB имеют различные функции. Для дальнейшего функционального анализа ученые взяли два типа очищенных человеческих аутоантител к TrkB: 93 (эти антитела ранее определили как агонисты) и 641. Их действие проверили на животной модели. Мышам прививали клетки MDA-MB-231, дожидались образования опухоли достаточного размера и вводили в нее антитела 93 или 641. Первые стимулировали рост опухоли, а вторые ингибировали. Вестерн-блоттинг белков сигнальных путей ERK и PLCγ показал, что антитело 93, стимулирующее рост опухоли, действует на клетки так же, как и связывание рецептора TrkB с его лигандом, фактором роста BDNF.

Авторы считают, что аутоантитела надо признать неучтенным ранее фактором образования опухоли. Удаление аутоантител может стать одной из терапевтических стратегий.

Chih-Wei Lin, et al. // Immunity against cancer cells may promote their proliferation and metastasis // PNAS, 2019. DOI: 10.1073/pnas.1916833117