Интерлейкин 33 играет роль в иммунном ответе на SARS-CoV-2

Ученые из Германии исследовали гуморальный и клеточный иммунный ответ выздоровевших после COVID-19. В ответ на белки SARS-CoV-2 их мононуклеарные клетки периферической крови экспрессировали интерлейкин 33, причем его уровень коррелировал с активацией CD4+ T-клеток. Это первое исследование, которое показало роль IL-33 в иммунном ответе на SARS-CoV-2.

walter6730 | 123rf.com

Интерлейкин 33

У пациентов с COVID-19 воспалительные цитокины участвуют в развитии острого респираторного дистресс-синдрома. Высокие уровни IL-6, IL-8, TNF и других цитокинов в плазме при госпитализации отрицательно коррелирует с выживаемостью. Уровень цитокинов выше у пациентов в реанимации, чем у пациентов с умеренными симптомами. Однако на данный момент мало известно о роли цитокинов у выздоровевших после COVID-19. Ученые из Германии изучали гуморальный и клеточный иммунный ответ и его связь с уровнем цитокинов у людей, переболевших коронавирусом.

В исследовании приняли участие 155 человек 5–79 лет, среди которых были переболевшие SARS-CoV-2 и контактировавшие с больными люди. Плазму собрали в среднем через 49 дней после ПЦР-теста или контакта с больными и проверили на наличие антител к S-белку.

Всего обнаружили 70 серопозитивных индивидов. В их сыворотке нашли антитела IgG и IgM против S-белка и рецептор-связывающего домена (RBD). Только восемь из них перенесли COVID-19 бессимптомно, причем титры анти-RBD IgG у них были ниже. У остальных симптомы были умеренные. Уровень антител коррелировал только с повышенной температурой во время болезни, но не с другими переменными.

Изучили клеточный иммунный ответ 20 выздоровевших и 20 серонегативных людей. В ответ на белки SARS-CoV-2 в культуре мононуклеарных клеток периферической крови (PBMC) экспрессировались IL-33, IL-6, IFN-ɑ2 и IL-23. При этом экспрессия IL-33 сильнее всего коррелировала с активацией CD4+ T-клеток. Скорее всего, T-клетки воздействовали на IL-33-продуцирующие клетки.

В отсутствие инфекции у выздоровевших индивидов уровни IL-33 или его растворимого рецептора sST2 не были повышены. Наибольшее количество мембраносвязанных рецепторов ST2 находилось на B-клетках, моноцитах и дендритных клетках, так что они — потенциальные мишени регуляции IL-33.

Наиболее сильно IL-33 экспрессировался в CD14+ моноцитах, однако доля IL-33+ клеток среди PBMC у серопозитивных людей не была выше, чем у серонегативных.

Ранее уже было известно, что IL-33 ассоциирован с легочными инфекциями и хроническими заболеваниями, такими как астма и хроническая обструктивная болезнь легких. По литературным данным, в жидкости бронхоальвеолярного лаважа пациентов с умеренным и тяжелым протеканием COVID-19 повышалось число IL-33-продуцирующих клеток.

Таким образом, появилась новая информация о воспалительных цитокинах во время COVID-19 — производство IL-33 связано с SARS-CoV-2. Роль этого цитокина в патогенезе и иммунитете требует более детального изучения.

Stanczak M.A., et al. // IL-33 expression in response to SARS-CoV-2 correlates with seropositivity in COVID-19 convalescent individuals // Nature Communications, 12, 2133 (2021), published April 9, 2021, DOI: 10.1038/s41467-021-22449-w