Интраназальную векторную вакцину от коронавирусной инфекции проверили на мышах и хомячках

Новая вакцина против инфекции SARS-CoV-2 для интраназального введения показала свою безопасность, иммуногенность и эффективность на мышах и хомячках. Векторную вакцину создали ученые из США и Великобритании на основе вируса болезни Ньюкасла. У мышей она вызывала гуморальный и клеточный иммунные ответы, хомячков защищала от инфекции легких и воспаления. Также значительно снижалась заразность инфицированных животных.

kurashova | 123rf.com

Исследователи из Ланкастерского университета и Техасского института биомедицинских исследований с коллегами разработали новую вакцину против инфекции SARS-CoV-2 для интраназального введения. Вакцина создавалась на основе вируса болезни Ньюкасла (Newcastle Disease Virus, NSV), который поражает птиц. Безопасность и эффективность вакцины испытывали на мышах и хомячках.

Все одобренные в настоящее время вакцины против коронавируса вводятся в организм внутримышечно. Гуморальный иммунный ответ формируется в крови, лимфе и межклеточном пространстве. Таким образом, антитела не встречают вирус на «входе». Интерназальные вакцины смогут обеспечить местный специфический иммунный ответ уже при попадании вируса на слизистые.

NSV очень редко передается людям, симптомы если и есть, то слабые. Более того, в вакцине использовали аттенуированный штамм, не вызывающий никаких симптомов заболевания у людей. При выборе NDV в качестве вектора для интраназальной вакцины решающее значение имела его способность активно размножаться в дыхательных путях и тот факт, что у людей обычно не бывает иммунитета к этому вирусу.

Иммуногенность и эффективность новой вакцины проверяли на мышах и хомячках. Две дозы вакцины вводили с разницей в одну или две недели. У мышей на второй-третий день после вакцинации немного снизился вес, но потом нормализировался. Признаков заболевания или воспаления выявлено не было. Результаты биохимических и гистологических тестов почти не отличались у мышей после вакцинации и у контролей. У вакцинированных мышей обнаружили высокий уровень специфичных к рецептор-связывающему домену антител IgA и IgG2a в плевральной жидкости. Также отметили наличие в плазме антител, нейтрализующих SARS-CoV-2, включая варианты альфа, бета и гамма, и специфического Т-клеточного ответа.

Вакцинированные хомячки были защищены от инфекции и воспаления в легких после заражения SARS-CoV-2. Также значительно снижались вирусные титры в носовых раковинах, что делало инфицированных животных менее заразными.

Таким образом, исследования показали, что вакцина не только защищает животных от заболевания, но и снижает трансмиссивность. Ученые надеются в ближайшее время перейти к испытаниям на людях.

Jun-Guy Park, et al. Immunogenicity and Protective Efficacy of an Intranasal Live-attenuated VaccineAgainst SARS-CoV-2 // iScience, Available online 4 August 2021, DOI: 10.1016/j.isci.2021.102941