Исследован иммунный ответ на вакцину против эболавируса

Экспериментальная вакцина rVSV-ZEBOV в настоящее время применяется для подавления вспышки лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго. Исследование, раскрывающее механизм гуморального иммунного ответа на вакцинацию, поможет усовершенствовать стратегии сдерживания и профилактики заболевания.

Гликопротеиновый комплекс шипа-рецептора вируса Эбола (серый и розовый), связанный нейтрализующим антителом, выделенным у вакцинированного человека (синие ленты —тяжелые цепи, зеленые — легкие). Антитело нейтрализует этот комплекс, скрепляя соседние субъединицы и предотвращая конформационные изменения, необходимые вирусу для проникновения в клетку. Credit: Пресс-релиз Вейцмановского института

Рекомбинантная вакцина rVSV-ZEBOV, созданная на основе вируса везикулярного стоматита и гликопротеина заирского вируса Эболы, показала свою действенность и безопасность в ходе продолжающейся вспышки заболевания в Конго. Так, после двух раундов кольцевой вакцинации эффективность вакцины оценили в 97%. Однако, несмотря на широту ее применения, данные об иммунном ответе пациентов крайне ограниченны. Исследования иммунного ответа помогут понять, как долго вакцина будет обеспечивать иммунитет, будет ли она эффективной против различных штаммов и верно ли подобрана доза для вакцинации.

Исследование научных групп из Кельнского университета (Германия) и Вейцмановского института (Израиль), опубликованное в Nature Medicine, посвящено изучению молекулярных деталей гуморального иммунного ответа, возникающего в ответ на вакцинацию. Для работы использовались образцы сыворотки и мононуклеарные клетки периферической крови, полученные от шести добровольцев, которые были вакцинированы более года назад.

Ученые клонировали внеклеточный домен гликопротеина вируса, присоединив к нему флуоресцентную метку. С помощью него из образцов крови испытуемых методом проточной цитофлуориметрии были отобраны B-клетки, специфичные к оболочке вируса. Во всех образцах антитела, продуцируемые этими клетками, обладали сходными характеристиками, что проявлялось и в предпочтении определенных вариабельных сегментов в генах иммуноглобулинов. Для наиболее эффективных антител методом криоэлектронной микроскопии получили данные об их строении и мишенях на оболочке вируса. Эти данные объясняют механизм защиты и подтверждают высокую эффективность иммунного ответа.

Важным открытием стало обнаружение у иммунизированных испытуемых перекрестно реагирующих антител, способных взаимодействовать с другими видами семейства филовирусов. Ранее такие антитела были обнаружены у людей, перенесших лихорадку Эбола. Антитела вакцинированных и переболевших людей демонстрировали сходный охват антигенов.

Помимо этого, ученые показали, что необходимое для защитных реакций количество антител может возникнуть и при введении меньшей дозы вакцины. Эти данные помогут скорректировать план проводимой иммунизации для увеличения количество доз, что особенно актуально ввиду сложности производства вакцины. Ученые планируют продолжить исследование для понимания механизмов нейтрализации вируса.

Stefanie A. Ehrhardt, et al. // Polyclonal and convergent antibody response to Ebola virus vaccine rVSV-ZEBOV // Nature Medicine, 2019, 25, 1589–1600; DOI: 10.1038/s41591-019-0602-4