Китайский вирус свиного гриппа опасен для людей

Среди вирусов, полученных от свиней в Китае после 2016 года, преобладает генотип, способный реплицироваться в человеческих клетках. У работников свиноферм найдены антитела к этому варианту вируса. Ученые призывают отслеживать его распространение среди животных на фермах и делать анализы работникам, чтобы предотвратить появление нового пандемического вируса.

Song Qiuju | 123rf.com

Пандемические вирусы гриппа 1957, 1968, 2009 года были продуктами реассортации вирусов гриппа человека и животного. Реассортация — это обмен генетическим материалом, который происходит, когда два вируса заражают одну и ту же клетку. Геном вируса гриппа состоит из восьми отдельных сегментов РНК; в вирусную частицу попадает по одной копии каждого сегмента, и если это будут сегменты от разных линий, появится вирус с новыми антигенными и биологическими характеристиками. Поэтому важно наблюдать за вирусами гриппа в популяциях животных, особенно тех, с которыми контактирует человек.

Пандемию 2009 года вызвал вирус сероподтипа H1N1 (А (H1N1) pdm/2009), который возник в результате реассортации вирусов гриппа свиней двух линий — евразийской и американской. Евразийский вирус (Eurasian avian-like, EA H1N1) перешел к свиньям от птиц в 1979 году. Американский вирус гриппа свиней представляет собой тройной реассортант, возникший в 1998 году, — продукт комбинации генов трех вирусов от разных хозяев, классического свиного вируса гриппа, североамериканского птичьего вируса и вируса H3N2 человека. Затем реассортация американского и евразийского вирусов гриппа свиней привела к появлению возбудителя пандемии 2009 года. Поскольку свиньи чувствительны к птичьим, свиным и человеческим вирусам, они идеальные промежуточные хозяева для генерации пандемических вирусов.

В Китае у свиней обнаруживаются и классические вирусы свиного гриппа, и вирусы евразийской и американской линий. Вирусы евразийской линии от птиц в Европе и Азии циркулировали десятилетиями и быстро стали доминантной линией в Китае. После 2009 года пандемический вирус pdm/2009 перешел обратно от людей к свиньям, и с тех пор периодически обнаруживаются реассортанты этого вируса с евразийской линией; некоторые из них способны заражать людей. Систематическое наблюдение за вирусами гриппа у свиней — ключевая мера предупреждения следующей возможной пандемии.

Китайские исследователи выделили 179 вирусов свиного гриппа (SIV) от свиней в 10 провинциях Китая с 2011 по 2018 годы. Они сгруппировали вирусы по шести генотипам, причем генотип, подобный евразийскому, преобладал с 2011 по 2013 год. Однако в 2014 году появился и с 2016 года стал преобладающим так называемый генотип 4 (G4) EA H1N1— с элементами не только евразийской линии, но также линий пандемического вируса 2009 года (pdm/09) и североамериканского тройного реассортанта.

Подобно pdm/09, вирусы G4 EA H1N1имеют все основные отличительные признаки кандидатного пандемического вируса. Они преимущественно связываются с клеточными рецепторами, несущими остаток галактозы с сиаловой кислотой SAα2,6Gal (такая структура характерна для человеческих клеток), активно реплицируются в культуре эпителиальных клеток дыхательных путей человека, успешно заражают хорьков (которые традиционно используются для изучения гриппа), причем легко передаются от животного к животному, в том числе воздушно-капельным путем.

Авторы также обнаружили, что из 338 образцов сыворотки крови, полученной у рабочих на 15 свиноводческих фермах, 35 (10,4%) содержали антитела против G4 EA H1N1. В возрастной группе 18–35 лет антитела были у каждого пятого. У людей, которые не контактируют со свиньями, антител не было обнаружено. При этом вирусы G4 антигенно отличаются от существующих вакцинных штаммов, следовательно, вакцинирование не защитит от них. В Китае после 2016 года описаны два случая инфекции людей вирусом свиного гриппа, и генетический анализ показал, что эти инфекции были вызваны G4-подобным вирусом, пишут авторы.

Таким образом, G4 EA H1N1 обладает потенциалом для пандемического распространения среди людей, и чтобы этого не случилось, необходим мониторинг заболеваемости животных и диагностика работников ферм, отмечают авторы.

Honglei Suna, et al. // Prevalent Eurasian avian-like H1N1 swine influenza virus with 2009 pandemic viral genes facilitating human infection. // PNAS, 2020, DOI:  10.1073/pnas.1921186117