Классифицировать биологические жидкости с места преступления помогут РНК-маркеры

Для воссоздания сцены преступления зачастую важна идентификация биологических жидкостей, оставленных злоумышленником или жертвой. Ученые из Китая предложили использовать для этого мРНК и микроРНК — комбинированный подход оказался точнее, чем использование мРНК или микроРНК по отдельности, и его авторы надеются, что он будет полезен для криминалистов.

Правильная идентификация биологических жидкостей, следы которых найдены на месте преступления, имеет колоссальное значение для криминалистики. В предыдущих исследованиях предпринимались попытки определять их тип только по микроРНК или только по мРНК, однако эти способы оказались недостаточно точными. Китайские исследователи объединили эти два подхода и предложили способ идентификации биологических жидкостей по микроРНК и мРНК одновременно.

В качестве образцов авторы работы выбрали биологические жидкости, которые чаще всего обнаруживают на месте преступления — сперму, периферическую кровь, менструальную кровь, слюну и вагинальный секрет. Проанализировав уже существующие данные, ученые отобрали ряд микроРНК и мРНК, которые могли бы служить маркерами тех или иных биологических жидкостей. Количественный анализ этих маркеров они проводили с помощью RT-PCR в реальном времени, используя препарат тотальной РНК. В используемой системе реакций обратной транскрипции кДНК синтезировалась одновременно с мРНК и микроРНК.

Чтобы по количествам идентифицированных мРНК и микроРНК определить происхождение образца, исследователи использовали формулу, опирающуюся на их соотношение. Всего в эту формулу были включены количества десяти РНК (из них пять мРНК и пять микроРНК) в качестве независимых переменных, а зависимыми переменными стали биологические жидкости, из которых эти РНК происходят. Авторы работы показали, что их метод позволяет идентифицировать происхождение образца с точностью до 100%.

Исследователи также учли, что в криминалистике приходится иметь дело со следами биологических жидкостей на различных материалах. Они наносили образцы периферической крови и спермы на разные поверхности — оконное стекло, пол лаборатории, острие ножа, ватные палочки или хлопчатобумажную одежду, — и затем экстрагировали с них РНК для дальнейшего анализа. Кроме того, ученые анализировали смеси биологических жидкостей в различных комбинациях, а также тестировали метод на разведенных образцах.

На местах преступлений, особенно в случаях преступлений на сексуальной почве, нередко обнаруживаются смешанные образцы. Очень часто встречаются комбинации спермы и вагинального секрета или слюны. Исходя из этого, ученые проверили эффективность предложенного метода в анализе смешанных образцов. Они показали, что, хотя идентификация смешанных образцов по микроРНК пока находится в зачаточном состоянии (сами по себе микроРНК плохо позволяли предсказать происхождение образца), в комбинированной системе не происходит отсева мРНК-маркеров для различных смесей биологических жидкостей. Выбранные учеными пять мРНК-маркеров высокоспецифичны для каждого из типов биологических жидкостей, поэтому предложенная система может с достаточной точностью выявлять происхождение в том числе смешанных образцов.

Комбинированный метод, таким образом, оказался эффективнее, чем описанные ранее варианты анализа, основанные на мРНК или микроРНК по отдельности. Авторы работы надеются, что предложенная ими система станет научным и точным стандартом для идентификации биологических жидкостей.

Индекс массы тела умершего влияет на состав некробиома