Кошки из одной группы не привязываются друг к другу

Японские ученые в течение двух недель исследовали связи между уровнями гормонов, структурой кишечного микробиома и социальным поведением домашних кошек. Оказалось, что высокий уровень окситоцина не связан с дружелюбием кошек по отношению к особям, живущим в той же группе.

Эти кошки живут в одном пространстве, их отношения похожи на дружеские. Однако между ними, скорее всего, нет тесной связи.

Credit: Koyasu, et al., CC-BY 4.0 | Пресс-релиз

Домашние кошки нередко живут группами, хотя большинство видов кошек — одиночные территориальные животные. Судя по всему, домашние кошки выработали определенные поведенческие стратегии, которые помогают им уживаться с сородичами.

Чтобы выяснить, как домашние кошки формируют группы и похожи ли их стратегии на стратегии типичных групповых животных, ученые из Японии исследовали поведение, концентрации некоторых гормонов и состав кишечных бактерий кошек, живущих в группах в приюте.

Две недели ученые наблюдали за тремя группами кошек, по пять в каждой, с помощью камер, измеряли уровень гормонов (глюкокортикоидов, тестостерона и окситоцина) в моче и оценивали состав микробиома в фекалиях кошек. Обнаруженные корреляции отличались от таковых у социальных видов животных.

Кошки с высоким уровнем окситоцина, к удивлению ученых, реже контактировали с другими кошками в группе. Поскольку окситоцин обычно коррелирует с аффилиативным (дружелюбным) поведением только по отношению к членам группы, ученые сделали вывод, что кошки, даже живущие вместе, не формируют тесную связь друг с другом. Во всяком случае, этого не произошло за время исследования. Авторы отмечают, что двух недель может быть недостаточно.

Другое объяснение основано на том, что окситоцин может работать иначе у одиночных видов. Авторы отмечают, что даже у шимпанзе и бонобо окситоцин связан с разным поведением: у бонобо повышение уровня гормона увеличивает зрительный контакт, а у шимпанзе уменьшает.

Высокий уровень кортизола и тестостерона ожидаемо наблюдались у кошек, которые меньше контактировали с сородичами. Низкие уровни этих гормонов делали кошек более терпимыми по отношению к другим особям в группе. Связи между уровнем тестостерона и агрессивным поведением ученые не обнаружили, однако кошки с высокой концентрацией тестостерона были более склонны к побегу.

«Низкие концентрации тестостерона и кортизола у кошек позволили им делить пространство и жить вместе, но чем выше уровень окситоцина, тем меньше они привязаны к другим и более одиноки», — отметили авторы.

Также ученые наблюдали корреляцию между структурой кишечного микробиома и секрецией кортизола, а также между кишечным микробиомом и поведением кошек (связь между конкретными видами бактерий и поведением ученые не определяли). Микробиомы были схожи у кошек, которые чаще контактировали друг с другом.

В будущем команда хочет продлить время наблюдения и добавить к анализу новые факторы, такие как продолжительность совместного проживания кошек, их пол и возраст.

Ранее ученые из США и Австралии нашли на коже домашних кошек бактерию, которая подавляет рост резистентного стафилококка.

Источник

Koyasu H., et al. Correlations between behavior and hormone concentrations or gut microbiome imply that domestic cats (Felis silvestris catus) living in a group are not like ‘groupmates’ // PloS ONE, published July 27, 2022, DOI: 10.1371/journal.pone.0269589

Пресс-релиз

Добавить в избранное