Лекарство от проказы подавляет размножение коронавирусов у хомячков и в культурах клеток

Потенциальная эффективность препарата от проказы клофазимина против SARS-CoV-2 была обнаружена ранее при скрининге крупнейшей коллекции лекарственных средств FDA. Ученые из Китая и США подтвердили на клеточных линиях и сирийских хомячках, что клофазимин подавляет репликацию коронавирусов, в том числе SARS-CoV-2. При одновременном применении клофазимина и ремдесивира был отмечен синергетический антивирусный эффект.

Vadim Kulikov | 123rf.com

Ученые из Китая и США показали, что клофазимин, одобренное лекарство против проказы, подавляет репликацию коронавирусов, в том числе SARS-CoV-2, у хомячков. В результате скрининга 12 000 веществ авторы обнаружили, что клофазимин усиливает действие ремдесивира (подробнее — на PCR.news).

Исследователи показали, что клофазимин снижает уровень репликации MERS-CoV и SARS-CoV-2 в клеточных линиях VeroE6, Huh7, HSAEpC и кардиомиоцитах CM. Такой же результат получили в легочных тканях человека ex vivo. Эффективность клофазимина против других коронавирусов — SARS-CoV-1 и сезонных hCoV-229E и hCoV-OC43 — продемонстрировали на соответствующих клеточных линиях. Препарат обладал незначительной цитотоксичностью в терапевтических концентрациях.

При исследовании механизма действия клофазимина авторы показали, что он препятствует проникновению SARS-CoV-2 в клетку. Однако клофазимин был эффективен и при добавлении к клеткам через пять часов после инфекции, ингибируя активность вирусной хеликазы nsp13.

На клеточной линии Caco-2 исследовали изменения в транскриптоме при инфицировании SARS-CoV-2. Через шесть часов после инфекции 607 генов экспрессировались сильнее, а 448 генов — слабее. В присутствии клофазимина экспрессия более 90% этих генов возвращалась к контрольным значениям. Через шесть часов после добавления клофазимина к инфицированным клеткам авторы отметили увеличение активности генов сигнальных путей, связанных с врожденным иммунитетом.

Для опытов in vivo использовали сирийских хомячков. Клофазимин животные получали орально. Для профилактики препарат давали хомячкам ежедневно за три дня до инфекции, при терапии — ежедневно три дня после инфекции. Результаты оценивали на четвертый и 14-й день после инфекции.

На четвертый день клофазимин уменьшал число копий вирусного генома в легких. При профилактическом применении препарата число вирусных частиц также снижалось в смывах из полости носа через четыре дня после инфицирования. Число вирусных частиц в образцах фекалий снижалось и при профилактическом, и при терапевтическом применении клофазимина.

На 14-й день после инфекции у хомячков, получавших клофазимин или ремдесивир, в плазме снизился уровень IL-6, однако снижение уровня антител в сыворотке не наблюдали.

Анализ легочных тканей после профилактического применения клофазимина и инфицирования SARS-CoV-2 показал активацию 73 генов, 34 из которых (46,6%) были связаны с иммунным ответом. Терапия клофазимином или ремдесивиром также значительно снижала уровень повреждения легких.

Одновременное применение клофазимина и ремдесивира продемонстрировало синергетический антивирусный эффект, больший, чем можно было ожидать при простом сложении эффективностей препаратов. Это было показано как in vitro, так и in vivo. Добавление клофазимина позволяло достигнуть того же терапевтического эффекта при значительно меньшей дозе ремдесивира. Также одновременное применение препаратов снижалось число вирусных частиц в легких и смывах из полости носа независимо от того, назначались ли препараты до или после инфекции.

В дальнейшем авторы исследования планируют подробнее изучить воздействие клофазимина на иммунитет организма-хозяина.

Yuan S., et al. // Clofazimine broadly inhibits coronaviruses including SARS-CoV-2 // Nature (2021), published March 16, 2021, DOI: 10.1038/s41586-021-03431-4