Лекарство против миелоидной лейкемии усиливает эффект иммунотерапии

Иммунотерапия — одно из бурно развивающихся направлений борьбы с раком. Однако ее эффективность снижают клетки-супрессоры, подавляющие иммунные атаки. Команда британских ученых смогла решить эту проблему с помощью известного препарата.

Принцип CAR-T терапии. Credit: Meletios Verras | Shutterstock.com

Уязвимость раковых клеток ко многим видам терапии зависит от их микроокружения. Особенно это касается иммунотерапии — борьбы с раком при помощи иммунной системы больного. Клинические испытания иммунотерапии солидных опухолей часто показывали неудовлетворительные результаты. Виной тому супрессорные клетки миелоидного происхождения (СКМП). Эти иммунные клетки могут накапливаться в опухоли и подавлять активность Т-клеток при помощи выброса цитокинов, активных форм кислорода, оксида азота (II) и молекул иммунных контрольных точек.

Чтобы подавить активность этих клеток, команда ученых под руководством доктора Фрэнсиса Массая проанализировала экспрессию белков в СКМП из образцов крови 200 взрослых и детей, у которых недавно был диагностирован рак и еще не начато лечение. Они нашли один активно экспрессируемый в СКМП белок CD33, к которому уже имелся прошедший клинические испытания иммунотоксин — препарат с антителом к CD33. Этот препарат под названием гемтузумаб озогамицин (далее ГО) был разработан для борьбы с острым миелоидным лейкозом — раком, вызванным перерождением миелоидных клеток.

Действительно, ГО в основном связывался с СКМП в опухолях. Негативный эффект СКМП был успешно подавлен, Т-клетки возобновили как деление, так и противоопухолевую активность. Кроме того, ученые проверили, какой эффект оказывают СКМП на часто использующиеся в иммунотерапии Т-клетки с химерным антигенным рецептором (CAR-T), то есть Т-клетки, в которые методами генной инженерии вставлен ген какого-то специфического рецептора. Активность этих клеток также подавлялась СКМП, но восстанавливалась при применении ГО.

Исследователи уверены, что ГО может стать важным компонентом иммунотерапии рака. Однако это открытие важно не только для лечения солидных опухолей, но и других смертельных заболеваний, связанных с миелоидными клетками, таких как гематофагоцитический лимфогистоцитоз и синдром активации макрофагов. Авторы планируют клинические испытания эффективности ГО в борьбе с этими заболеваниями и солидными опухолями.

Francis Mussai, et al. // MDSC targeting with Gemtuzumab ozogamicin restores T cell immunity and immunotherapy against cancers // EBioMedicine, 2019; DOI: 10.1016/j.ebiom.2019.08.025