Леронлимаб снимает воспаление у пациентов с критической формой COVID-19

Ученые из США показали, что блокирование сигнального пути CCL5-CCR5 снижает уровень провоспалительных цитокинов в плазме крови у больных COVID-19 в критическом состоянии и восстанавливает количество CD8+ Т-клеток.

StudioMolekuul | Shutterstock.com

Известно, что эпителиальные клетки воздухоносных путей и макрофаги, инфицированные SARS-CoV, интенсивно экспрессируют хемокин CCL5, который усиливает иммунный ответ и, как следствие, может вызывать нарушения иммунного гомеостаза и приводить к цитокиновому шторму. Цитокиновый шторм развивается и при COVID-19. Группа ученых из США предположила, что ингибирование связывания CCL5 с его рецептором, CCR5, можно использовать в качестве терапевтической стратегии для пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Эту гипотезу проверили на небольшой группе из 10 больных с критической формой COVID-19, госпитализированных в Медицинский центр Монтефиоре. Больные получали интенсивную терапию, в том числе кислородную поддержку. В начале исследования ученые определили, что концентрация провосполительного интерлейкина 6 (IL-6) и хемокина CCL5 в плазме крови пациентов значительно повышена, а уровень CD8+ T-лимфоцитов понижен. Кроме того, у пациентов были повышены уровни провоспалительных цитокинов IL-1b и IL-8 — это может указывать на цитокиновый шторм. С помощью цифровой капельной ПЦР ученые установили присутствие в плазме РНК SARS-CoV-2, что подчеркивает тяжесть протекания инфекции.

Сигнальный путь CCL5-CCR5 у больных блокировали с помощью леронлимаба. Леронлимаб — это гуманизированное моноклональное антитело к человеческому CCR5 (рецептору CCL5), разработанное для лечения ВИЧ. Применяют его в форме подкожных инъекций один раз в неделю. Этот препарат уже доказал свою безопасность в клинических исследованиях. Связывание леронлимаба с CCR5 мешает CCL5 активировать воспалительные макрофаги и Т-клетки, а также подавляет их хемотаксис.

Терапия леронлимабoм привела к стремительному снижению уровня IL-6 в плазме больных COVID-19 и восстановлению соотношения CD4/CD8 Т-клеток до нормы. Также отмечено значительное снижение количества РНК SARS-CoV-2 в плазме крови.

Ученые секвенировали РНК единичных клеток крови пациентов и здоровых доноров и выяснили, что у больных COVID-19 оверэкспрессированы гены, ассоциированные с воспалением, иммунным ответом, продукцией хемокинов и интерфероном. На седьмой день после введения леронлимаба экспрессия этих генов снизилась.

Исследование продолжалось 14 дней. За это время из-за тяжелых осложнений и нехватки медицинского оборудования умерло четверо больных (40%).

К ограничениям исследования можно отнести небольшую выборку и отсутствие контрольной группы. Однако авторы отмечают, что в марте 2020 года доля летальных исходов у пациентов с критической формой COVID-19 в больницах Нью-Йорка составила 88%. Для подтверждения эффективности леронлимаба требуются дальнейшие рандомизированные клинические исследования.

Bruce K Patterson, et al. // Disruption of the CCL5/RANTES-CCR5 Pathway Restores Immune Homeostasis and Reduces Plasma Viral Load in Critical COVID-19. // medRxiv, May 5, 2020; DOI: 10.1101/2020.05.02.20084673