Метаболомный анализ помогает различить депрессию и биполярное расстройство

Людям с биполярным расстройством зачастую ошибочно диагностируют большое депрессивное расстройство (БДР) из-за схожей симптоматики в депрессивной фазе и отсутствия объективных диагностических инструментов. Британские ученые провели метаболомный анализ сухих пятен крови, с помощью которого удалось разделить пациентов с биполярным расстройством и пациентов с БДР.

Credit:
123rf.com

Биполярное расстройство (БР) встречается примерно у одного процента населения населения, при этом почти в 40% случаев оно изначально неверно диагностируется как большое депрессивное расстройство (БДР). Для БР характерно чередование депрессивных эпизодов и периодов повышенного настроения (мании или гипомании). Ошибочная постановка диагноза при БР часто бывает связана с тем, что пациенты обращаются за помощью именно во время депрессивного эпизода, который симптоматически схож с БДР. Исследование, опубликованное в JAMA Psychiatry, предлагает в качестве дополнительного диагностического инструмента анализ метаболитов крови.

В исследовании участвовал 241 человек; всем участникам в последние 5 лет был поставлен диагноз БДР, и них сохранялись симптомы этого заболевания. У 67 человек (27,8%) позднее было диагностировано биполярное расстройство, а у остальных 174 подтверждено БДР. Также исследователи сформировали когорту валидации, включающую 30 человек, у 9 из которых было диагностировано БР, а 21 — БДР.

Участникам исследования предлагалось заполнить анкету, включающую 635 адаптивных вопросов, в том числе вопросы из анкеты расстройств настроения (MDQ) и шкалы психического благополучия Уорика — Эдинбурга (WEMWBS), а также ответить на вопросы, касающиеся демографических показателей и анамнеза. Всем участникам были отправлены наборы для самостоятельного забора крови методом сухих пятен (DBS). Образцы крови собирали натощак, после чего отправляли их исследователям по почте.

Полученные DBS были проанализированы на наличие 630 метаболитов с помощью метаболомной платформы на основе таргетной масс-спектрометрии. В итоге были отобраны 17 биомаркеров, содержание которых наиболее значительно различалось в группах пациентов с БР и БДР. Преобладающим классом веществ были сфинголипиды, а наибольшим значением в дифференциации БР и БДР обладал церамид d18:0/24:1.

Объединение показателей метаболомного анализа с данными, полученными при анкетировании пациентов, привело к значительному улучшению эффективности диагностики. С помощью графиков AUROC, анализа кривой принятия решения и критерия Пирсона авторы установили, что относительный вклад биомаркеров в диагностику при использовании разных подходов (опросники PHQ-9, WEMWBS, MDQ) варьировал от 8,8% до 99,9%. Выявленные маркеры коррелировали в первую очередь с маниакальными симптомами, проявлявшимися на протяжении всей жизни, и психиатрическим анамнезом.

Полученные результаты показывают, что анализ на биомаркеры может быть вспомогательным инструментом, который дополнит диагностические модели, основанные на анкетировании и сборе субъективных данных, полученных от пациента. Такой подход позволит более объективно и эффективно различать большое депрессивное расстройство и биполярное расстройство в депрессивной фазе. Результаты исследования также указывают на возможную роль сфинголипидов, особенно церамидов, в протекании рассмотренных расстройств, что может говорить о иммунометаболических или сигнальных различиях БР и БДР или разных адаптивных реакциях организма на эти состояния.

 

Липидный профиль плазмы крови изменяется при психическом заболевании

Источник

Tomasik J., et al. Metabolomic Biomarker Signatures for Bipolar and Unipolar Depression. JAMA Psychiatry. Published online October 25, 2023. DOI:  10.1001/jamapsychiatry.2023.4096

Добавить в избранное