Могут ли кофемашины быть источником внутрибольничных инфекций?

В рождественском номере журнала BMJ описан микробиом кофемашин как потенциального источника внутрибольничной инфекции. Ученые обнаружили в больничных и домашних кофеварках восемь родов медицински значимых микроорганизмов, 81% этих бактерий они выделили из кофемашин, установленных в медицинских учреждениях, однако полирезистентных бактерий среди них не встречалось.

В некоторых видах бытовой техники, например, в посудомоечных машинах, обнаруживали патогенные мультирезистентные бактерии. Кофемашины часто устанавливают в медицинских учреждениях для использования сотрудниками и посетителями. В то же время Всемирная организация здравоохранения призывает устранить потенциальные источники передачи инфекций в больницах. Могут ли кофемашины быть источником внутрибольничных инфекций, рассказали в рождественском номере журнала BMJ.

Авторы изучили микробиом 25 кофемашин с прицелом на бактерии группы ESKAPE (Enterococcus faecium, Staphylococcus aureus, Klebsiella pneumoniae, Acinetobacter baumannii, Pseudomonas aeruginosa и виды Enterobacter), так как они чаще всего развивают устойчивость к антибиотикам и создают угрозу внутрибольничных инфекций.

Исследованные кофеварки располагались как в отделениях больниц, так и в домах сотрудников. Мазки для бактериологического анализа и устойчивости к антибиотикам брали с пяти поверхностей каждой кофемашины: поддон для капель, выпускное отверстие, кнопки, ручка резервуара для воды и внутренняя часть резервуара для воды. Выделенные бактерии разделили на две категории: медицински значимые/типичные патогены (группа ESKAPE и типичные патогены, связанные с внутрибольничными инфекциями) и атипичные патогены/комменсалы.

Микрооорганизмы были более распространены в кофемашинах больниц, чем в домашних. В больничных кофеварках исследователи выявили 360 штаммов бактерий, выделенных из 72 положительных мазков; в домашних — 135 штаммов микроорганизмов из 34 положительных мазков.

72% грамотрицательных изолятов (148 из 209), вошедших в обе группы, ученые выделили из больничных кофеварок. Всего в группу медицински значимых бактерий вошли представители восьми родов и видов (Acinetobacter baumannii, Citrobacter freundii, Enterobacter cloacae, Escherichia coli, Klebsiella spp., Pantoea spp., Pseudoescherichia vulneri, Pseudomonas aeruginosa), из них 81% обнаружили в кофеварках больниц.

Кофемашины в больницах примерно в три раза обильнее заселены бактериями, чем домашние кофеварки. Среди этих бактерий встречаются несколько значимых с медицинской точки зрения патогенов, но большинство выделенных штаммов были комменсалами или атипичными патогенами. Мультирезистентных бактерий в ходе исследования выявлено не было. Авторы делают вывод: «несмотря на потенциальную возможность вспышки внутрибольничной инфекции, запрет использования кофеварок не представляется необходимым».

Выявление видов бактерий, значимых с медицинской точки зрения, подчеркивает важность соблюдения пяти шагов гигиены рук для снижения риска передачи инфекции.

Микробиота европейских кухонь имеет национальную специфику