Мутации в девяти генах определяют подтип опухоли молочной железы

Ранее было показано, что врожденные патогенные варианты в девяти генах связаны с риском рака молочной железы. В новой работе ученые установили ассоциации между мутациями в каждом из них и подтипом опухоли.

lightfieldstudios | 123rf.com

Команда Breast Cancer Association Consortium изучила данные секвенирования более 40 тысяч пациенток с раком молочной железы и выяснила, что вероятность развития того или иного подтипа опухоли можно предсказать по мутации в одном из девяти генов.

Подтип рака молочной железы определяется с помощью иммуногистохимического анализа. В клинической практике информация о подтипе опухоли помогает дать более точный прогноз. Ранее было показано, что с повышенным риском рака молочной железы ассоциированы врожденные мутации в девяти генах: ATM, BARD1, BRCA1, BRCA2, CHEK2, PALB2, RAD51C, RAD51D и TP53, однако вклад каждой мутации в развитие различных подтипов опухоли до сих пор не был описан. Авторы нового исследования соотнесли результаты секвенирования этих генов вместе с чертами опухолей.

В работе использовалась информация из базы исследования BRIDGES. Ученые проанализировали генетические данные 42 680 женщин с раком молочной железы и 46 387 здоровых контролей и сопоставили их с гистологическими, морфологическими и иммуногистохимическими характеристиками опухолей. К последним относилась экспрессия рецепторов эстрогена, прогестерона и ERBB2, ранее известного как HER2.

Авторы обнаружили, что подтипы опухоли варьируют в зависимости от мутаций. Например, патогенные варианты в генах RAD51C, RAD51D и BARD1 ассоциировались с трижды негативным раком молочной железы. При этом у женщин с этим подтипом рака реже встречались опасные мутации в CHEK2. Патогенные варианты BRCA1 ассоциировались со всеми подтипами опухоли, но риск трижды негативного рака для носителей этих вариантов был немного повышен. Ученые отмечают, что белки BARD1 и BRCA1 формируют комплекс и участвуют в одних и тех же процессах. Это может объяснить схожее влияние мутаций в них на фенотип опухоли.

Варианты BRCA2 и PALB2, приводящие к экспрессии укороченного белка, также были ассоциированы со всеми подтипами рака, но риск трижды негативного рака или положительного по рецепторам гормонов, но отрицательного по ERBB2, был немного выше. Мутации в гене ATM чаще ассоциировались только с экспрессией гормональных рецепторов, а в гене TP53 — с экспрессией ERBB2. При этом с возрастом влияние врожденных мутаций на развитие определенного подтипа опухоли снижается.

По мнению авторов, результаты исследования могут лечь в основу руководства по применению генетических тестов для оценки риска развития того или иного подтипа рака молочной железы.

Breast Cancer Association Consortium. Pathology of Tumors Associated With Pathogenic Germline Variants in 9 Breast Cancer Susceptibility Genes. // JAMA Oncology (2022), published online January 27, 2022. DOI: 10.1001/jamaoncol.2021.6744