Мутацию в глиобластоме исправили с помощью CRISPR

Китайские ученые отредактировали мутацию в глиобластоме с помощью CRISPR и добились ингибирования роста опухоли. Работа показывает, что редактирование генов — перспективная терапия опухолей мозга.

O_Akira | Shutterstock.com

Исследователи использовали редактор оснований на основе CRISPR для исправления мутации в промоторе гена TERT — обратной транскриптазы теломеразы. Такие мутации встречаются в 83% случаев первичной глиобластомы. Они активируют промотор, повышают экспрессию теломеразы и позволяют опухолевым клеткам избегать старения за счет сохранения теломер. Ранее было установлено два основных сайта мутаций промотора — замена G на A в позиции –124 и замена G на A в позиции –146 (соответственно: −124C>T и −146C>T на комплементарной цепи ДНК).

В работе proof-of-concept исследователи провели редактирование мутации -124C> T, вернув в последовательность цитозин. Редактирование проводили на основе системы CRISPR, где редактор оснований состоял из комплекса гидовой РНК с деактивированным Cas9 и с ферментом дезоксиаденозиндезаминазой. Такой комплекс эффективно конвертирует пару оснований А-Т в G-C.

Эксперименты проводили на клеточных линиях глиобластомы и на ксенографтных мышах с привитой человеческой опухолью. В обоих случаях исправление мутации привело к блокировке связывания транскрипционных факторов E26 с промотором TERT, уменьшению экспрессии теломеразы, старению опухолевых клеток и аресту их пролиферации. Локальная инъекция системы редактирования (на аденоассоциированном вирусе) ингибировала рост опухоли у животных.

Xinjian Li et al. // Programmable base editing of mutated TERT promoter inhibits brain tumour growth // Nat Cell Biol (2020). DOI: 10.1038/s41556-020-0471-6