На разработку вакцины от китайского коронавируса выделено 12,5 миллионов долларов

Двадцать третьего января Коалиция за инновации для готовности к эпидемиям (CEPI) объявила, что предоставит трем разработчикам вакцин против нового вируса в общей сложности 12,5 млн. долларов. По оптимистическим оценкам, летом можно будет начать испытания на людях.

Чунцин, январь-2020

Credit: helloabc | Shutterstock.com

CEPI — некоммерческая организация, созданная в 2016 году для финансирования и поддержки разработки вакцин против новых инфекционных заболеваний; ее основная цель — радикально ускорить этот процесс. А это крайне актуально. Как пишет Джон Коэн в Science, спасение мира от пандемии с помощью вакцины, созданной героическими учеными, чаще происходит в фильмах-катастрофах. В реальном мире вакцины сыграли определенную (дискутируемую) роль в замедлении эпидемий Зика, охватившей Латинскую Америку в 2016 году, лихорадки Эбола 2014–2016 гг. и пандемического гриппа, начавшегося в 2009 году. Именно потому, что разработка и внедрение катастрофически отстает от распространения эпидемии.

Нужно отметить, что даже разработка вакцин от давно известных коронавирусных инфекций прогрессирует медленно. На сайте ClinicalTrials.gov зарегистрировано не слишком много клинических исследований (КИ) вакцин и лекарств против тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) и ближневосточного респираторного синдрома (MERS), в том числе два  российских в стадии набора участников. По-видимому, ни одно не продвинулось дальше фазы I (небольшое количество здоровых добровольцев, проверка безопасности, фармакогенетики и фармакодинамики, иногда первичные показатели эффективности). Одобренных вакцин против того и другого заболевания пока не существует. Но, возможно, полученный опыт удастся использовать при разработке вакцины против нового вируса.

Проекты, которые поддержала CEPI, были начаты сразу после того, как 10 января китайские исследователи опубликовали первую последовательность генома 2019-CoV. Барни Грэм, заместитель директора Центра исследований вакцин Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID), изучив геном со своей командой, в понедельник 13 января обсудил свои выводы с представителями компании Moderna, производителя вакцин, а во вторник они подписали соглашение о сотрудничестве.

Вакцины Moderna содержат матричные РНК (мРНК) вирусных белков; после их введения организм вырабатывает безвредный белок, который может вызвать иммунный ответ. Девять вакцин работающих по такому принципу, уже проходят КИ. Компания отмечает, что за последние четыре года шесть профилактических вакцин получили положительный результат в фазе I. «Это был очень, очень сложный научный вызов — создать первую, но как только вы получите первую работающую, следующая станет действительно легкой», — говорит Стефан Бансел, генеральный директор Moderna. По его мнению, быстрота разработки вакцины на основе мРНК дает шанс обогнать вирус.

Среди вакцин который создаются в Moderna, есть и вакцина против MERS, зоонозной инфекции, вызываемой коронавирусом; разработка также ведется совместно с NIAID. Пока ее тестировали только на животных. Вакцина нацелена на белок S (spike), который образует шипики на поверхности капсида. Теоретически можно взять эту вакцину и заменить последовательность на мРНК, кодирующую белок S нового коронавируса. У Барни Грэма с коллегами есть опыт работы с соответствующим белком MERS, известно, например, что он вызывает более сильный иммунный ответ, когда находится в «стабилизированной» конформации, и как получить такую конформацию.

Другая компания, получившая поддержку от CEPI, Inovio, производит вакцины на основе ДНК. Вакцина против MERS от Inovio под названием INO-4700 успешно прошла фазу I КИ, она также нацелена на белок S. И Модерна, и Inovio заявляют, что в течение месяца могут получить достаточно вакцины, чтобы начать тестирование на животных. Генеральный директор Inovio Джордж Ким говорит, что с нетерпением ждет гонки: «Мы начинаем в одно и то же время, и это отличная возможность для нас помериться силами с Moderna».

Третий грант CEPI будет предоставлен исследователям из Университета Квинсленда. Они разрабатывают вакцину на основе вирусных белков, продуцируемых в клеточных культурах. Молекулярный вирусолог Кит Чаппелл, один из руководителей проекта, говорит, что их цель — подготовить кандидатную вакцину для тестирования на людях через 16 недель: «Это невероятно амбициозно, и мы не можем гарантировать, что сумеем достичь этой цели».

Сначала безопасность и иммуногенность кандидатных вакцин будут проверены на животных. Затем компании должны будут получить одобрение регулирующих органов для запуска первой фазы КИ. Директор NIAID Энтони Фаучи ожидает, что в случае с вакциной Moderna процесс может начаться в течение трех месяцев.

Параллельно с испытаниями на людях проверят способность вакцины защищать животных от вируса. Для этого еще надо будет создать мышиную модель или найти другой вид животных, возможно, приматов, чувствительных к вирусу 2019-nCoV: «Мы строим самолет во время полета», — говорит Ким.

По мнению Грэма, к лету реально начать испытания эффективности на людях. Но даже когда экспериментальные вакцины идеально работают в клинических испытаниях, появляется следующая проблема — масштабирование производства для нужд защиты населения. При наихудшем сценарии возможностей всех трех компаний может оказаться недостаточно. Но если, например, 2019-nCoV окажется сезонным, как многие респираторные вирусы, картина получается более утешительной.

Бансел говорит, что подготовка вакцины в конечном счете является мерой предосторожности: «Мы все надеемся, что эта вакцина нам никогда не понадобится».

Есть и другие заявления о готовности создать вакцину в течение года, например, от Johnson & Johnson, Novavax. Китайский Центр по контролю и профилактике заболеваний также начал разработку вакцины.

Как сообщает South China Morning Post, по данным на 28 января 106 человек погибли от нового коронавируса, и более 4543 случаев подтверждены в материковом Китае, общее число случаев — 4614.