Наблюдения за 2,7 млн человек указали на сложную связь депрессии и биполярного расстройства

Американские и шведские исследователи оценили риски развития девяти психических заболеваний в группах пациентов с различной предрасположенностью к депрессии и биполярному расстройству. Оказалось, что и депрессия, и биполярное расстройство связаны с повышенным риском аффективных расстройств, но различаются в отношении рисков развития тревожных расстройств и психозов.

До сих пор открыт вопрос о генетической взаимосвязи между депрессией (большим депрессивным растройством, БДР) и биполярным растройством (БР). Первоначально они были объединены в заболевание, известное как маниакально-депрессивный психоз, однако позже их разделили. Работы по изучению встречаемости БДР и БР в семьях не дали однозначного ответа о единстве или различии генетических причин этих состояний. В новом исследовании ученые из Университета Содружества Вирджинии и Лундского университета попытались разобраться, как связана генетическая предрасположенность к депрессии с предрасположенностью к биполярному расстройству.

Исследователи проанализировали данные более 2,7 млн людей (средний возраст 43,9 лет), которые были рождены в Швеции с 1960 по 1990 год и наблюдались у врача до конца 2018 года. Данные включали оценку семейного генетического риска БДР и БР. Ученые разделили пациентов на пять групп в зависимости от генетической предрасположенности к БДР и БР: люди с высокой генетической предрасположенностью к БДР, к БР, к БДР и БР одновременно, с высокой генетической предрасположенностью к БДР и низкой к БР и наоборот. В каждой из групп авторы оценили риски развития девяти психических расстройств, включая психотический и непсихотический подтипы БДР и БР, тревожные расстройства, шизофрению и шизоаффективное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и другие виды психозов.

Ученые проверили три гипотезы о взаимосвязи генетических факторов риска БДР и БР: факторы могут быть одинаковыми, не связаными между собой или вносить единый вклад в определенные аспекты патологии, но различаться в других.

Общим в случае депрессии и биполярного расстройства оказался высокий риск развития непсихотического подтипа БР. Однако взаимосвязь с другими психическими расстройствами различалась для БДР и БР. Так, риск шизофрении и психозов был значительно выше в группе с предрасположенностью к БР, в то время как риск тревожных расстройств и ОКР — в группе с предрасположенностью к БДР.

Генетическая склонность сразу к обоим состояниям повышала риск развития двух подтипов депрессии, непсихотического БР, тревожных и обессивно-компульсивных расстройств, но не была связана психотическим БР, а также с шизофренией и шизоаффективным расстройством.

В группе пациентов с высоким риском БР и низким риском БДР ученые выявили значительное снижение рисков четырех расстройств — непсихотических подтипов БДР и БР, тревожных расстроств и ОКР — по сравнению с группой высокой прерасположенности только к БР. В то же время высокий риск развития БДР и низкий риск БР оказались связаны со снижением риска только двух заболеваний — непсихотического подтипа БДР и тревожных расстройств — в сравнении с группой высокой предрасположенности только к БДР.

Отдельно ученые оценили связь генетической предрасположенности к БДР или БР с риском развития их психотических форм. Интересно, что исследователям удалось обнаружить такую связь для биполярного расстройства, но не для депрессии.

Таким образом, две противоположные гипотезы о тесной или слабой взаимосвязи генетических причин БДР и БР не нашли подтверждения в проведенной работе. Напротив, полученные результаты указывают на более сложную ассоциацию двух состояний. По словам авторов, чтобы узнать о ней больше, нужно перейти к изучению рисков для широкого круга психических состояний, а не только для этих двух расстройств в отдельности.

Kendler K.S., et al. Risk for Mood, Anxiety, and Psychotic Disorders in Individuals at High and Low Genetic Liability for Bipolar Disorder and Major Depression. // JAMA Psychiatry, 2022, published online 21 September 2022. DOI: 10.1001/jamapsychiatry.2022.2873