Найден новый биомаркер для прижизненной диагностики таупатий

В настоящее время очень трудно диагностировать многие формы таупатий — нейродегенеративных заболеваний, связанных с отложением тау-белка в структурах мозга. Ученые из США предлагают определять уровень белков MTBR-tau275 и MTBR-tau282 в спинномозговой жидкости для диагностики кортикобазальной дегенерации.

Двое из авторов работы, Канта Хори и Тихиро Сато (Вашингтонский университет в Сент-Луисе)

Matt Miller/Washington University | Пресс-релиз

Таупатии — группа нейродегенеративных заболеваний, связанных с отложением тау-белков в тканях головного мозга. К таупатиям относятся болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, кортикобазальная дегенерация, болезнь серебряного зерна и некоторые другие патологии. Ученые добились значительных успехов в диагностике болезни Альцгеймера: на нее указывают повышенный уровень бета-амилоида в спинномозговой жидкости и бляшки в структурах мозга на снимках ПЭТ. Однако другие таупатии диагностировать значительно сложнее, так как не существует специфических биомаркеров. Только посмертное изучение ткани мозга пациента позволяет поставить точный диагноз. Группа под руководством ученых из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе предлагают выявлять определенные формы тау-белков в спинномозговой жидкости для диагностики некоторых форм таупатий, в частности кортикобазальной дегенерации (КБД).

Ранее эта же группа ученых с помощью криомикроскопии определила, что при болезни Альцгеймера в агрегатах в головном мозге можно обнаружить определенный вариант тау-белка — MTBR-tau. Кроме того, его укороченные фрагменты выявляются в спинномозговой жидкости (СМЖ), причем их концентрации коррелируют с тяжестью заболевания. Высокочувствительный метод детекции белка в СМЖ разработал первый автор статьи, доцент кафедры неврологии медицинской школы Вашингтонского университета Канта Хори.

В рамках нового исследования ученые измерили уровни тау-белка в головном мозге 59 пациентов, погибших от первичных таупатий, таких как кортикобазальная дегенерация, прогрессирующий супрануклеарный парез, болезнь серебряного зерна, болезни Пика, дегенерация лобно-височных долей с мутациями тау-белка ассоциации микротрубочек (MAPT). Значения MTBR-tau275 и MTBR-tau282 у пациентов оказались повышенными. Наиболее высоким уровень белка был у пациентов с КБД.

Затем исследователи проанализировали уровень белка в спинномозговой жидкости пациентов. Для КБД в этом случае было характерно снижение уровней MTBR-tau275 и MTBR-tau282, причем концентрация белка в СМЖ коррелировала со стадией заболевания: чем продолжительнее было заболевание, тем меньше белка.

После этого ученые в течение четырех месяцев измеряли MTBR-tau в СМЖ у 25 пациентов, страдавших первичными таупатиями; его уровень снижался со временем.

Исследователи доказали, что MTBR-tau можно использовать в качестве биомаркера для прижизненной диагностики КБД. По уровню этого белка в СМЖ КБД можно отличить от некоторых других таупатий с точностью 84–89%.

Ученые надеются, что результаты их исследования помогут эффективно диагностировать КБД у пациентов. От этого зависит и возможность разработки терапии таупатий. «Пациенты с КБД и их семьи отчаянно нуждаются в эффективных методах лечения, но было сложно организовать клинические испытания этого смертельного заболевания», — говорит один из соавторов работы Адам Боксер из Университета штата Калифорния в Сан-Франциско. — До сих пор у нас не было конкретного биомаркера для точной диагностики». Возможно, в дальнейшем удастся выявить биомаркеры и для других таупатий.

Как отличить одну таупатию от другой при жизни

Horie K, et al. CSF tau microtubule-binding region identifies pathological changes in primary tauopathies. Nature Medicine. 2022 Nov 24. DOI: 10.1038/s41591-022-02075-9.