Найден возбудитель загадочной «шатающейся» болезни кошек

Впервые «шатающаяся» болезнь домашних кошек была описана в Швеции в 1970-х годах. Она была названа так по характерной шатающейся походке, вызванной атаксией задних лап. Международная группа ученых показала, что возбудитель болезни — это вирус рустрелы (Rubivirus strelense), родственный вирусу краснухи, а не вирус болезни Борна, как считалось ранее. Природным резервуаром, вероятно, является лесная мышь, обитающая в тех же областях, где встречается болезнь.

Credit:
123rf.com

В 1970-х годах в Швеции была описана болезнь домашних кошек, для которой характерна атаксия задних лап, приводящая к шатающейся походке, за что болезнь также назвали «шатающейся» (staggering disease). В 1990-х годах она проявилась в Австрии. Кроме походки, болезнь проявляется еще рядом неврологических симптомов, таких как неспособность втягивать когти, гиперестезия, тремор и приступы. Изменяется также поведение. Болезнь может длиться от нескольких дней до года, но обычно ухудшение состояния быстро приводит к эвтаназии. С гистопатологической точки зрения для болезни характерен негнойный, по большей части лимфогистиоцитарный менингоэнцефаломиелит (воспаление оболочек и вещества головного и спинного мозга).

«Шатающаяся» болезнь кошек, скорее всего, имеет вирусную природу, но возбудитель оставался неизвестным почти 50 лет. Исследователи подозревали, что дело в вирусе болезни Борна (BoDV-1; Orthobornavirus bornaense; семейство Bornaviridae), который вызывает неврологические заболевания у млекопитающих, включая человека. Однако доказательств оставалось недостаточно для того, чтобы сделать окончательный вывод. В новом исследовании международная группа ученых показала, что возбудитель «шатающейся» болезни кошек — вирус рустрелы (rustrela virus; RusV; Rubivirus strelense; семейство Matonaviridae), родственник вируса краснухи. Его впервые выявили в мозге млекопитающих в зоопарке на севере Германии. Считается, что в этом регионе резервуаром вируса является желтогорлая мышь (Apodemus flavicollis).

Авторы собрали замороженные, а также фиксированные формалином и заключенные в парафин образцы мозга 29 кошек с мультифокальным лимфогистиоцитарным менингоэнцефаломиелитом и клиническими симптомами, подходящими под определение «шатающейся» болезни. Образцы были собраны по большей части в Швеции и Австрии, где эта болезнь обычно и встречается. Остальные образцы были из Германии. Ни РНК, ни антиген BoDV-1 не были в них найдены.

После этого авторы обратились к методам метагеномики, которые помогли детектировать в некоторых образцах RusV. Последовательности образцов, полученных в Австрии и Швеции, формировали свою линию по сравнению с немецкими. Организация генома нового RusV была схожей раннее опубликованными геномами RusV.

Исследователи подобрали свои праймеры для RT-qPCR, таргетирующие высококонсервативную область генома RusV на 5’-конце. Новая тест-система подтвердила присутствие RusV у всех 15 шведских кошек, восьми из девяти австрийских кошек и трех из пяти немецких. RusV не был детектирован в 21 контрольном образце, полученном у кошек в этих регионах без энцефалита, или в восьми немецких образцах, полученных у кошек с энцефалитом другой этиологии.

Находки также подтвердили детекцией РНК c помощью гибридизации in situ и антигена с помощью иммуногистохимии. Эти методы определили присутствие RusV в 24 и 27 образцах соответственно. У контрольных животных результаты неизменно были отрицательными.

После этого авторы провели скрининг образцов мозга 116 грызунов, пойманных на юге Швеции с 1995 по 2019 годы. Метод RT-qPCR детектировал RusV у восьми из 106 лесных мышей (Apodemus sylvaticus). Интересно, что у желтогорлых мышей из этой области вирус обнаружен не был. У грызунов не было признаков воспаления.

Таким образом, ни в одном из полученных образцов не был детектирован вирус болезни Борна, однако в 27 образцах из 29 был выявлен вирус рустрелы по крайней мере двумя методами. У контрольных кошек вирус отмечен не был. Авторы говорят о том, что вирус рустрелы — причина загадочной «шатающейся» болезни домашних кошек.

У кошек нарушения полового развития имеют разнообразную генетическую природу

Источник:

Kaspar Matiasek, et al. Mystery of fatal ‘staggering disease’ unravelled: novel rustrela virus causes severe meningoencephalomyelitis in domestic cats // Nature Communications 14, 624 (2023), published February 04, 2023, DOI: 10.1038/s41467-023-36204-w

Добавить в избранное