Неврологические последствия COVID-19 вызваны нарушением функции тау-белка

Исследователи из Италии выяснили, что при поражении нервной системы вирусом SARS-CoV-2 тау-белок в нейронах подвергается гиперфосфорилированию и формирует нерастворимые агрегаты, аналогично тому, как это происходит при болезни Альцгеймера и других тау-патологиях. Ученые полагают, что коронавирусная инфекция, даже перенесенная в легкой форме, может способствовать развитию болезни Альцгеймера или ухудшить ее течение.

Гиперфосфорилированный тау-белок (оранжевый) формирует агрегаты в аксоне.

COVID-19 способен вызывать широкий спектр долговременных неврологических симптомов. Итальянские ученые исследовали, как инфицирование разными штаммами SARS-CoV-2 влияет на патологические процессы в нервных клетках. Эксперименты на мышиной модели показали гиперфосфорилирование эпитопов, ответственных за агрегацию тау-белка, и его перевод в нерастворимую форму, что в конечном счете нарушает функцию нейронов.

Вирус SARS-CoV-2 может распространяться не только в дыхательных путях, но и в других органах, включая центральную нервную систему. Некоторые пациенты с COVID-19 испытывают неврологические проявления, такие как нарушение обоняния и вкуса, а также длительные когнитивные симптомы, включая усталость, головную боль и нарушения внимания. Возникающее при этом состояние называется «нейроковид» и является серьезной проблемой для глобального здравоохранения, поскольку отмечается в том числе у людей с легкой формой COVID-19. Имеются подтверждения того, что SARS-CoV-2 может воздействовать на нервную ткань и вызывать ее повреждения. Также отмечается связь между COVID-19 и нейродегенеративными заболеваниями, например, болезнью Альцгеймера. Однако детали молекулярного механизма поражения нейронов SARS-CoV-2 до сих пор не изучены до конца.

Чтобы их установить, ученые проводили эксперименты с тремя вариантами SARS-CoV-2: B.1, B.1.1.7 и B.1.617.2. В ходе эксперимента на клеточной линии нейробластомы (SH-SY5Y), которая часто используется в качестве модели изучения нейродегенеративных заболеваний, они обнаружили, что продуцируемые в процессе инфекции вирусные частицы SARS-CoV-2 связаны с тау-белком. Поскольку тау-белок ассоциирован с микротрубочками, авторы предположили, что вирус может использовать цитоскелет нейронов для распространения от клетки к клетке.

Недавние исследования уже подтвердили, что SARS-CoV-2 активирует протеинкиназу р38, которая в том числе участвует в гиперфосфорилировании тау-белка. Также ранее были установлены эпитопы тау-белка, фосфорилирование которых — признак нейродегенеративных заболеваний. Фосфорилирование определенных участков тау-белка изменяет его конформацию, и белок переходит в нерастворимую форму, скапливаясь в агрегаты. Авторы исследования обнаружили, что при заражении клеток SARS-CoV-2 значительно возрастал уровень фосфорилирования тау в позициях Ser262 и Ser396. При этом все протестированные штаммы SARS-CoV-2 вызывали одинаковый профиль фосфорилирования — это позволяет предположить, что их генетические различия не влияют на последующую модификацию тау. Поскольку гиперфосфорилирование нарушает взаимодействие тау-белка с микротрубочками и приводит к формированию нерастворимых агрегатов, ученые проанализировали растворимые и нерастворимые формы тау-белка в инфицированных клетках. Они установили, что все штаммы индуцировали значительное накопление нерастворимой фракции.

Далее авторы изучили, какие именно белки SARS-CoV-2 приводят к образованию нерастворимых фракций. Для этого они вводили в клетки плазмиды, кодирующие отдельные структурные белки SARS-CoV-2. Оказалось, что только белки М (белок матрикса) и N (нуклеопротеид) приводят к изменению функции тау-белка. Интересно, что S-белок SARS-CoV-2 не влиял на фосфорилирование тау-белка в этих экспериментах. Тем не менее, осталось не совсем ясно, вызвана ли агрегация тау-белка самим вирусом или непрямым клеточным ответом при заражении.

Исследование in vivo ученые провели на мышах, которых они заражали SARS-CoV-2. Инфекция вызвала значительное увеличение фосфорилирование белка тау в позициях Ser262 и Ser396. Изучение локализации тау-белка в клетках мозга мышей показало, что его распределение нарушалось в нейронах инфицированных животных. Если у контрольных мышей тау-белок главным образом был сосредоточен в нейритах, как это обычно наблюдается в здоровых тканях, то у животных, подвергшихся заражению, большое количество тау накапливалось в цитоплазме всей клетки. Выявленное нарушение может вызывать симптомы нейродегенеративных расстройств.

Проведенное исследование способствует пониманию долгосрочных неврологических последствий COVID-19, объясняя потенциальные механизмы патофизиологических процессов после перенесенного нейрокоронавирусного заболевания. Это может иметь важное значение для разработки терапевтических средств, необходимых для их предотвращения.

Di Primio С, et al. Severe acute respiratory syndrome coronavirus 2 infection leads to Tau pathological signature in neurons // PNAS Nexus (2023). DOI: 10.1093/pnasnexus/pgad282