Нарушение обоняния при COVID-19 могут смягчить кортикостероиды

Французские ученые показали, что инъекции дексаметазона на ранних стадиях COVID-19 у золотистых хомячков улучшает восстановление обоняния. В слизистой оболочке носа животных, получавших дексаметазон, было меньше маркеров воспаления и сохранилось больше зрелых обонятельных нейронов. На четвертый день после инфекции они потребляли больше пищи, чем контрольная группа, на одиннадцатый — быстрее находили сыр, глубоко закопанный в наполнитель на дне клетки.

Авторы статьи, опубликованной в журнале Brain Behavior and Immunity, предположили, что стойкое воспаление обонятельного эпителия, вызванное заражением вируса SARS-CoV-2, может предотвратить применение кортикостероидов в начале заболевания.

Потеря обоняния — распространенный симптом при COVID-19. Обычно способность воспринимать запахи восстанавливается за несколько месяцев, однако примерно у 5% переболевших наблюдается длительное расстройство обоняния вплоть до полной аносмии. В качестве терапии предлагают два подхода: назначение противовоспалительных кортикостероидных препаратов и тренировки обоняния по специальным методикам.

Еще в 2020 году было установлено, что инфекция коронавирусом SARS-CoV-2 повреждает обонятельный эпителий носовой полости. Эпителий, содержащий обонятельные сенсорные нейроны, которые окружены поддерживающими клетками, в норме постоянно обновляется: старые клетки подвергаются апоптозу, новые возникают за счет базальных стволовых клеток. Вирус массово заражает поддерживающие клетки, в результате эпителий слущивается, гибнут обонятельные нейроны. При этом обновлению эпителия препятствуют воспалительные процессы. Авторы исследования ранее показали, что в разрушении инфицированного эпителия важную роль играют клетки врожденного иммунитета. Повышенное количество местных макрофагов сохраняется долгое время после заражения вирусом и может объяснять длительные проблемы с обонянием .

Команда французских ученых провела эксперимент на сирийских золотистых хомячках. Шестерых самцов использовали в качестве неинфицированной контрольной группы, а 18 инфицировали штаммом бета SARS-CoV-2. Через два дня после заражения шестерых самцов подвергли эвтаназии, а остальным начали вводить подкожно дексаметазон в дозе 1,5 мг/кг или буфер с бензиловым спиртом. Лечение продолжали до 11-го дня, так как на этой стадии примерно 50% эпителия регенерирует. В первые пять дней у хомячков брали мазки из носа, на 2-й и 11 день проверяли обоняние, также следили за тем, как изменяется потребление пищи и поведение, в частности, насколько быстро хомячки находят сыр Эмменталь, закопанный в подстилке. Через 11 дней всех животных подвергли эвтаназии, чтобы исследовать обонятельный эпителий и обонятельные луковицы с помощью иммуногистохимии, определить вирусную нагрузку, а также проанализировать РНК и оценить активность генов в клетках эпителия.

Лечение дексаметазоном не повлияло на вирусную нагрузку в полости носа и не изменило вес животных по сравнению с контрольной группой, получавшей инъекции буфера. Меньше всего ели хомячки на пятый день инфекции, однако группа лечения уже с 4-го дня съедала больше контрольных животных (при этом эксперимент был организован таким образом, чтобы снизить возможное влияние кортикостероида на аппетит). Способность находить закопанный сыр предсказуемо пострадала при инфекции, но хомячки, получавшие дексаметазон, к 11-му дню отыскивали кусочек на глубине 5 см быстрее контрольной группы.

Авторы исследовали в нейронах экспрессию генов, связанных с обонятельной трансдукцией (преобразованием химического сигнала в электрохимический), в том числе экспрессию маркера зрелых обонятельных нейронов OMP, белка Golf, канала Cnga2. В отличие от мышей, у хомячков на второй день инфекции экспрессия существенно не менялась; авторы предположили, что наблюдаемая потеря обоняния в это время может объясняться нарушением потока воздуха в носовых ходах или потерей ресничек обонятельных нейронов. На 11-й день экспрессия генов трансдукции снизилась в обеих группах. В группе дексаметазона к этому времени несколько уменьшилась экспрессия маркера CD68, связанного с циркулирующими макрофагами; повысилась экспрессия маркеров противовоспалительных макрофагов CD163 и CD206. Гистологический анализ подтвердил уменьшение количества макрофагов в слизистой оболочке обонятельных путей.

Затем авторы проверили, способствует ли дексаметазон регенерации обонятельных нейронов. Окрашивание на маркер пролиферирующих клеток Ki67 и маркер незрелых нейронов GAP43 не выявило различий между группой дексаметазона и контролем, но клеток, несущих ОМР, на фоне дексаметазона в некоторых областях эпителия стало больше. Различий по экспрессии каспазы 3 (маркер апоптоза) увидеть не удалось, однако ученые не исключают влияние других механизмов клеточной смерти на снижение популяции нейронов. Они также предполагают, что сохранение хотя бы 10% ОМР-положительных нейронов может быть достаточным для частичного восстановления обоняния, поскольку у хомячков из группы, не получавших лечение, экспрессия этого белка снизилась до 10%, но неглубоко зарытый сыр они все же находили.

Можно предположить, что раннее назначение кортикостероидов во время COVID-19 способно сохранить обоняние. Авторы предупреждают, что результаты, полученные на животных, нельзя переносить на человека без дополнительных исследований и анализа возможных побочных эффектов.

Предложена модель, объясняющая долговременную потерю обоняния после COVID-19