Эффект 217 доз вакцин от SARS-CoV-2

Мужчина из Германии сделал 216 разных прививок от коронавирусной инфекции за 29 месяцев. Ученые заинтересовались случаем и пригласили его для исследований. За это время мужчина вакцинировался еще один раз. По предположениям исследователей, такая гипервакцинация должна была привести к иммунной толерантности и ослаблению функций Т-клеток. Однако на деле оказалось не так. Ученые не увидели значительных изменений в титрах антител, но нейтрализующая способность сыворотки все же была выше у гипервакцинированного мужчины, чем у людей, получивших три дозы мРНК-вакцины. SARS-CoV-2-специфичных Т-клеток у него было много, как и цитокинов. Авторы подчеркивают, что гипервакцинация не дала существенных преимуществ, для защиты достаточно стандартных доз.

В Германии от SARS-CoV-2 вакцинировали около 60 миллионов человек, многие получили больше одной дозы. Ученые из Университета Эрлангена-Нюрнберга (Германия) наткнулись в газете на статью о мужчине, который в течение 29 месяцев сделал 216 прививок от SARS-CoV-2, и связались с ним для исследований. Мужчине 62 года, он живет в Магдебурге, и такое количество прививок он объяснил личными причинами. Считается, что при множественной вакцинации теряются защитные свойства, так как у человека развивается иммунная толерантность к антигену. Авторы проанализировали случай мужчины и опубликовали статью в The Lancet Infectious Diseases.

Гипервакцинированный мужчина (ГМ) разрешил использовать его медицинские данные за последние четыре года и сдал кровь и слюну. Во время исследования по своему желанию он сделал еще одну, ставшую 217-ой, прививку. Всего он получил восемь разных типов вакцин, в том числе мРНК-вакцины. Такая активность заинтересовала не только ученых, но и прокуратуру, которая заподозрила мошенническую деятельность и начала расследование, однако эти подозрения не подтвердились. Стоит отметить, что прокурор Магдебурга после сбора доказательств смог подтвердить только 130 прививок, сделанных в течение девяти месяцев.

В клинических и биохимических анализах крови, проведенных с ноября 2019 по октябрь 2023 года, не зафиксировано ни одного отклонения. За все это время ГМ не сообщал о побочных явлениях от вакцинации. Также ученые не нашли признаков того, что мужчина болел коронавирусной инфекцией.

Количественное определение антител IgG к спайковому (S) белку SARS-CoV-2 началось только перед 214-ой вакцинацией. Для сравнения ученые взяли когорту из 29 человек, которые получили три дозы мРНК-вакцины. Титры антител ГМ были самыми высокими в день 214-ой вакцинации и на третий день после 215-ой вакцины. Спад количества антител был таким же, как в контрольной группе. Исследовать титры антител для 216-ой прививки не удалось, но 217-ая вакцинация дала лишь небольшое увеличение числа IgG. По данным других ученых, повторное введение мРНК-вакцины может вызывать рост количества антител подкласса IgG4. Хотя у мужчины и возросло число антител IgG4 против SARS-CoV-2 на 189-ый день после 215-ой вакцинации, их относительное количество не изменилась, если сравнивать с контрольной группой.

Количество IgM и IgA к S-белку SARS-CoV-2 незначительно возросло. В отличие от контрольной группы, у ГМ нашли IgG в слюне. Нейтрализующая способность сыворотки ГМ была в 5,4 (для дикого типа SARS-CoV-2) и в 11,5 (для омикрона B1.1.529) раз выше, чем у контрольной группы. Это говорит о том, что у мужчины персистирует больше специфических IgG.

На фоне контрольной группы у мужчины оказались умеренно повышены В-клетки, особенно в субпопуляции CD27+ В-клеток памяти. Следов усиленной клональной экспансии или повышения частоты соматических гипермутации не обнаружили. Среди Т-лимфоцитов преобладали клетки с эффекторным фенотипом. CD8+ Т-клетки, специфичные к иммунодоминантному эпитопу HLA-A*01/LTD, встречались в 6 раз чаще, чем в контрольной группе. Число стволовых клеток с фенотипом CD62L+/CCR7+, формирующих в дальнейшем популяцию центральных Т-клеток памяти, было одинаково для ГМ и контроля. Секвенирование РНК единичных клеток выявило у ГМ более дифференцированный фенотип Т-клеток и больший уровень клональной экспансии. Проточная цитометрия 14-ти белковых маркеров не выявила серьезных отклонений от нормы.

Пролиферативная способность LTD-специфичных CD8+ Т-лимфоцитов оказалась одинаковой у ГМ и контроля. У мужчины было больше цитокин-положительных клеток, однако высвобождение цитокинов в расчете на клетку было примерно таким же, как у контрольной группы. Это опровергло предположение авторов о том, что Т-клетки могут «устать» от такого количества вакцин и перестать выделять нужное количество цитокинов. Примечательно, что CD8+ Т-клетки мужчины были более чувствительны к пептидам, чем у контроля. Количества цитокин-продуцирующих CD4+ Т-клеток у ГМ и контрольной группы были одинаковыми. Анализ CD4+ Т-клеток подтвердил отсутствие специфического ответа на нуклеокапсид.

Авторы заключают, что, хотя гипервакцинация не нанесла вред организму мужчины, они не рекомендуют повторять его опыт. Для защиты достаточно трех доз вакцины.

Длинный интервал между вакцинацией и коронавирусной инфекцией усиливает иммунитет