Обнаружен новый штамм сальмонеллы, обладающий широкой лекарственной устойчивостью

Штамм небрюшнотифозной сальмонеллы, обнаруженный в Демократической Республике Конго, резистентен к большинству общедоступных антибиотиков и утрачивает восприимчивость к последнему. Новое международное исследование посвящено изучению устойчивости и эволюции этой супербактерии.

royaltystockphoto.com | Shutterstock.com

Бактерии рода Salmonella, распространенные в тропической Африке, ежегодно вызывают более трех миллионов случаев тяжелых инфекций кровотока, сопровождающихся лихорадкой и развитием сепсиса. В большинстве случаев возбудителем заболевания является сиквенс-тип ST313 серотипа Typhimurium Salmonella enterica. Группу риска составляют дети до 5 лет и люди, имеющие ВИЧ-положительный статус.

S.Typhimurium ST313 распространяется по территории Тропической Африки в течение последних сорока лет и обладает множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ). В популяции этих бактерий преобладают клональные линии I и II, причем за последние 10 лет по числу инфицированных лидирует II линия. В исследовании, опубликованном в Nature Communications, сообщается о возникновении новой сублинии II.1.

Штаммы бактерий были изолированы из образцов крови пациентов больниц в различных регионах Демократической Республики Конго. В 51 образце ученые обнаружили сальмонеллы, которые помимо МЛУ, обладают расширенным спектром бета-лактамаз и устойчивостью к азитромицину. Кроме того, в одном из образцов бактерии демонстрировали пониженную восприимчивость к ципрофлоксацину. Это первый случай широкой лекарственной устойчивости, зафиксированный для небрюшнотифозных сальмонелл. Особое опасение вызывает тот факт, что все гены резистентности к противомикробным препаратам находятся на одной плазмиде.

В результате полногеномного секвенирования изолятов были обнаружены однонуклеотидные полиморфизмы в генах, ассоциированных с вирулентностью и адаптацией к жизни в организме человека. Также сальмонеллы утратили один из генов, кодирующих белки бактериального жгутика. Фенотип сублинии II.1, связанный с дефектом формирования биопленок, схож с фенотипом тифозной сальмонеллы.

«Подобные исследования уникальны и являются связующим звеном между наиболее важными проблемами здравоохранения, наблюдаемыми в больницах по всему миру, и фундаментальными биологическими исследованиями, для которых мы используем самые передовые технологии. Такие коллаборации необходимы для дальнейшего понимания возникающих заболеваний», — говорит Гордон Дуган (Gordon Dougan), один из авторов исследования.

Sandra Van Puyvelde et al. // An African Salmonella Typhimurium ST313 sublineage with extensive drug-resistance and signatures of host adaptation // Nature Communications, 2019; DOI: 10.1038/s41467-019-11844-z